О том, как кит «Акулу» полюбил
Чем еще характерна эта подводная лодка? Самая большая — это хорошо, но американцы этих судов боятся совсем по другой причине.
Со времен появления субмарин более всего их экипажи боятся шума, который возникает при работе систем и механизмов. Шумы демаскируют корабль, выдают его вражеским ВМФ. «Акула» же со своим двойным корпусом стала чемпионом не только по размерам, но и по предельно низкому уровню издаваемого при работе шума. В одном случае результат и вовсе получился неожиданным… Где-то неподалеку от Шпицбергена самка кита долго кружила вокруг подлодки, принимая ее за своего кавалера.
Акустики, смеясь и шутя, записали на пленку ее любовные серенады. Кроме того, о корпуса «Акул» порой трутся косатки, издавая заинтересованные трели. Даже ихтиологи с мировым именем заинтересовались этим феноменом. Они пришли к выводу, что совокупность шумов двигателя и резонансных звуков масс воды, плещущихся внутри внешнего корпуса, как-то привлекает морских обитателей.
Конечно же, самая большая российская подводная лодка явно проектировалась не с целью обольщения китовых самок и игр с косатками, но эффект все равно получился крайне любопытным.
Боевой потенциал
Пусковые шахты АПЛ «Тайфун»
В случае ядерного конфликта «Тайфун» могла обрушить на врага одновременно 20 ядерных ракет Р-39, с десятью 200-кт разделяющимися боеголовками каждая. Такой ядерный «тайфун» мог бы за считанные минуты превратить в пустыню все восточное побережье США.
Кроме баллистических ракет в арсенале лодки находились более двух десятков обычных и реактивных торпед, а также ПЗРК «Игла». Специально для оснащения «Тайфунов» ракетами и торпедами был разработан транспортный корабль «Александр Брыкин» водоизмещением 16 тыс. тонн и рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ.
Засекреченные рекорды
На шести тяжёлых крейсерах в Западной Лице было развёрнуто 120 ракет. Когда в Москве приняли решение от них отказаться, ракеты стали утилизировать методом отстрела.
В декабре 1997 года провели экспериментальную стрельбу, в ходе которой первый и единственный раз за всю историю морских стратегических ядерных сил с борта тяжёлого крейсера осуществили пуск всех 20 ракет с интервалом в семь секунд. Ранее подобный эксперимент с кодовым названием «Бегемот» провели на борту подводного ракетоносца проекта «Дельфин». Но в его боекомплекте было 16 ракет, а на «Акуле» — 20. Полученные результаты дали уникальный по ценности материал о работе электроники и автоматики ракетного комплекса и состояния всех лодочных систем в целом. Ведь никто не знал, как поведёт себя подводный космодром, когда за две с небольшим минуты выпустит весь боекомплект, освободится от 1180 тонн железа и примет в ракетные шахты столько же тонн забортной воды. Всё это — уже история, но очень важная для конструкторов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения.
Спустя четыре года после принятия новой ракеты на вооружение Военно-морского флота, вновь встал вопрос: что делать с единственной оставшейся в строю «Акулой»? . А самому «Дмитрию Донскому» исполнилось уже 46 лет, из которых 40 — он служит Отечеству верой и правдой. Не стал ли военно-морской парад на Кронштадтском рейде последним в истории «Дмитрия Донского»? Ведь по всем канонам корабельной службы ему пора уходить на покой. И становится почему-то грустно от этой мысли.
mil.ru
Тяжёлый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской».
Слишком много страниц в его истории, чтобы вот так просто взять и закрыть Исторический журнал корабля с грифом «Совершенно секретно» на красной обложке, а потом сдать его на хранение в Центральный военно-морской архив, где он наверняка будет пылиться на полке среди таких же журналов других кораблей и подводных лодок.
Раньше считалось, что атомная подводная лодка не может лечь на грунт, так как это может повредить систему охлаждения атомных реакторов. Но что не могли делать атомные подводные лодки других проектов, оказалось доступным для «Акул». В августе 1988 года второй экипаж ТК-208 под командованием капитана 2 ранга Владимира Домнина впервые в мире освоил новый тактический приём — «Покладка подводного крейсера на грунт с имитацией стрельбы полным боекомплектом». Эксперимент продолжался более трёх суток. По воспоминаниям участников учений «Грунт» и «Россыпь», с грунта была выполнена имитация стрельбы ракетами миномётным, или как его ещё называют «холодным» стартом, это когда 90-тонную ракету выталкивают из шахты пороховым аккумулятором давления. Во время эксперимента были задействованы несколько аккумуляторов. То есть ракет в шахтах не было, но имитация их старта была очень реалистичной.
Бывший командир 18-й дивизии «Акул» контр-адмирал запаса Михаил Ильиных вспоминает: «Если американцы сократили подлётное время своих «Першингов» к Москве до десяти минут, то мы до Вашингтона и Нью-Йорка — до пяти минут». В этом есть заслуга и экипажей тяжёлых крейсеров, вышедших на боевую службу в Северную Атлантику для реализации так называемых ответных мер, введённых Юрием Андроповым. Наплаванность экипажей в этот период достигала 200 суток, то есть из 12 месяцев в году более шести подводники проводили на боевой службе. Такой интенсивной эксплуатации атомных подводных лодок никогда не было в Советском Союзе. И главное техника — выдерживала!
История создания
Выдающийся советский конструктор С. Н. Ковалев
Разработка Проекта 941 была поручена коллективу ленинградского ЦКБМТ «Рубин», которым бессменно несколько десятилетий подряд руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалев. Строительство лодок осуществлялось на северодвинском предприятии «Севмаш». Во всех отношениях это был один самых грандиозных советских военных проектов, до сих потрясающих своими масштабами.
Тайфун на стапелях завода Севмаш
Своим вторым названием — «Тайфун» «Акула» обязана генсеку ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Именно так он представил ее делегатам очередного съезда партии и всему остальному миру в 1981 году, что в полной мере отвечало ее всесокрушающему потенциалу.
Работа по проектированию и подготовка экипажей новых кораблей
Таким образом, конструкторам пришлось полностью перерабатывать компоновку судов. В конце 1973 года постановление о начале работ по проекту было окончательно одобрено. Первая лодка была заложена в начале 1976 года, а на воду ее спустили уже 23 сентября 1980 года. Помимо циклопических размеров, программа предусматривала совершенно невероятный распорядок эксплуатации этих объектов.
Секретность была невероятная, утечек не было вообще. Так, фото самой большой подводной лодки американцы вообще получили случайно, просто просматривая спутниковые снимки СССР. По слухам, в военном ведомстве полетели головы: просмотреть под носом такого «кита» — непростительная оплошность!
В Обнинске пришлось строить гигантский учебный центр с военным городком и полной социальной инфраструктурой. Там должны были готовить сразу несколько экипажей подводников. Для каждой (!) из семи лодок полагалось иметь три комплекта: два экипажа были боевыми, которые должны были работать посменно, и третий — технический, отвечающий за состояние механизмов. Режим их работы весьма своеобразен.
Первый комплект моряков бороздит просторы океанов в течение трех месяцев. Постепенно на корабле начинают копиться неисправности. Судно идет на базу, экипаж грузят в комфортабельные автобусы (где их уже ждут семьи), а затем отправляют на отдых. Место «курортников» занимают технари. Работники «паяльника и напильника» проводят полную диагностику всех систем, проводят профилактику и устраняют все найденные неисправности.
5. «Vanguard», Великобритания
15900 тонн
«Если в мире — не дай бог — разразится ядерная война, эти суда сыграют огромную роль в судьбе Великобритании», — говорится в статье шведской газеты, которую цитирует ИноСМИ.
На сегодняшний день в составе Королевского военно-морского флота находится четыре атомные подлодки этого класса. Известно, что они размещены на базе Клайд в Шотландии.
На защите Британии эти подлодки стоят с 1998 года. На их борту размещаются лишь стратегические баллистические ракеты. Одна из таких ракет со 128-ю боеголовками должна находиться в море в любой момент времени. При этом у страны совсем нет тактического и авиационного ядерного оружия.
Удар в спину, или Современное положение дел
Западные страны просто панически боялись этих ракетоносцев. Разумеется, после развала Союза появилась куча «партнеров», которые сразу убедили правительство порезать на металл три уникальных корабля. Заложенный на верфях седьмой борт ТК-210 так и вовсе варварски растащили, решив не достраивать. Огромные суммы денег и титанический труд, которые народ СССР затратил на создание этих невероятных машин, были фактически выплеснуты в холодную воду Северного океана.
Как же американцы поступили со своими «Огайо»? Разумеется, их пилить никто не стал. Лодки проходят плановую модернизацию, их оснащают новыми крылатыми ракетами. Правительство США вовсе не намерено разбрасываться технологиями, на создание которых было потрачено столько времени и сил.
Слабость «Тайфуна» — в его силе
Но вернёмся к «Акулам». Служить на самой большой в мире подводной лодке было престижно и комфортно — свой спортзал на борту, своя сауна, даже свой бассейн с морской водой. Однако именно эти гигантские размеры и вызывали смущение даже у самих создателей «Акулы», не говоря уже об их оппонентах. «На «Акулах» возят воду, а не ракеты», — приводили оппоненты один из самых часто повторяемых своих аргументов.
Вместе с тем надо иметь в виду, что масса ракеты Трайдент II была 59 тонн, а советского «Грома» — в полтора раза больше. Возможно, поэтому «Акула» получилась огромного водоизмещения. При такой массе дальность пуска ракеты и разведения ядерных боевых блоков индивидуального наведения должны были превосходить «Трайдент». Но в этом своеобразном состязании — кто дальше и больше забросит боезарядов — «Гром» уступал «Трайденту». По дальности пуска ракеты — на 3 тыс. км, а по массе забрасываемой полезной нагрузки (боевых блоков) — на 250 кг. При увеличении числа блоков до 10 и их мощности до 200 килотонн, дальность пуска уменьшалась.
wikipedia.org
Американские ракетоносцы типа «Огайо» несут 24 баллистические ракеты «Трайдент II».
Только уже в современной России отечественные конструкторы по этим показателям догнали и перегнали американцев. Например, стоящие на вооружении ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин» (по классификации NATO — Delta-IV) ракеты «Синева» и «Лайнер» имеют дальность пуска свыше 11 тыс. км, а боевые блоки индивидуального наведения разводятся от места отделения от ракеты в космосе ещё на 2 тыс. км.
Самым же уязвимым местом в «Громе» оказалась первая ступень, потому что её изготавливали на… украинском «Южмаше». Представить страшно, что стало бы с морскими стратегическими ядерными силами России, не откажись правительство РФ своевременно от «Грома».
Характеристики
субмарина
Сравнительные данные по современным РПЛ СН | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Проект 941 | Ohio | Проект 667БДРМ | Vanguard | Triomphant | Проект 955 | |
Страна | Россия | США | Россия | Великобритания | Франция | Россия |
Годы постройки | 1976-1989 | 1976-1997 | 1981-1992 | 1986-2001 | 1989-2009 | 1996-н.в. |
Построено | 6 | 18 | 7 | 4 | 4 | 2 |
Водоизмещение, тнадводноеподводное | 2320048000 | 1674618750 | 1174018200 | 15900 | 1264014335 | 1472024000 |
Число ракет | 20 Р-39 | 24 Trident | 16 Р-29РМУ2 | 16 Trident | 16 M45 | 16 Булава |
Забрасываемый вес, кг | 2550 | 2800 | 2800 | 2800 | н.д. | 1150 |
Дальность, км | 8250 | 7400-11000 | 8300-11547 | 7400-11000 | 6000 | 8000 |
Чтобы привести в движение этого монстра, его оснастили двумя 190-мегаваттными ядерными реакторами, которые приводили в действие две турбины мощностью около 50 тыс. л.с. Двигалась лодка, благодаря двум 7-лопастным гребным винтам диаметром более 5,5 метров.
«Экипаж машины боевой» состоял из 160 человек, более трети которого – офицеры. Создатели «Акулы» проявили поистине отеческую заботу о бытовых условиях экипажа. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Матросы и старшины располагались в маломестных кубриках с умывальниками и телевизорами. Во все жилые помещения подавался кондиционированный воздух. В свободное от вахты время члены экипажа могли посетить бассейн, сауну, спортзал или отдохнуть в «живом» уголке.
Еще раз об условиях проживания матросов
Даже по сравнению с надводными кораблями условия проживания на «Акулах» были просто немыслимо хороши. Пожалуй, разве что вымышленный «Наутилус» Жюля Верна мог потягаться с отечественной субмариной. Шутливо ее прозвали «плавучим отелем».
К экономии веса и габаритов при проектировании лодки не стремились, а потому экипаж проживал в роскошных каютах на два, четыре и шесть мест, которые были обставлены и вправду не хуже гостиничного номера. Спортивный комплекс также поражал воображение: огромный спортивный зал, множество тренажеров и беговых дорожек.
Четыре душевые и девять гальюнов также имеет далеко не каждый надводный боевой корабль. В сауне, стены которой были обшиты дубовыми досками, могли мыться до десяти человек. И даже бассейн в четыре метра длиной на борту также был. Что характерно: пользоваться всем этим богатством могли даже срочники, что для нашей армии вообще является чем-то немыслимым.
1. «Акула», Советский Союз/Россия
48 тысяч тонн
Атомная подводная лодка класса «Акула» («Тайфун» по классификации НАТО) является самой большой субмариной, когда-либо построенной человеком. Её длина составляет 175 метров, лодка вооружена баллистическими ракетами и ядерными боеголовками, приспособлена к боевому дежурству под арктическими льдами и может провести под водой до трех месяцев, а в случае ядерной войны – еще больше. Приводится в движение это «подводное чудовище» двумя ядерными реакторами. Лодки класса «Акула» считались невероятно тихими в сравнении со своими предшественниками.
В среде специалистов самая большая подводная лодка в мире известна под названием Проект 941 «Акула». Разработка тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения началась в 1972 году в Петербурге. Первые шесть «Акул» были построены в Северодвинске и приняты на вооружение в 1981 году.
Чтобы осознать величину «Акулы», достаточно представить, что для экипажа (численность которого превышает полторы сотни) на борту предусмотрен салон для отдыха, спортзал, бассейн размером 4х2х2, солярий и «живой уголок».
«Они обладали способностью уничтожить большую часть мира», — пишет шведская газета о самой большой субмарине.
После распада Советского Союза подводные лодки перешли во владение нового российского флота. Большая часть этих субмарин была утилизирована в годы кризисов, и сегодня в составе Северного флота есть только один представитель «Акулы» — ТК-208 «Дмитрий Донской», корабль класса «Акула» из первой серии, модернизированный в 2000-х.