Отличие канонов
В православии существует четко прописанный канон иконописи – правила создания иконы. Он был создан для того, чтобы иконописцы не привносили в иконы слишком много личного. Отклонения от него невозможны, кроме цветов, гамма которых может меняться в разных иконописных школах. Но тем не менее цвет всегда несёт смысловую нагрузку.
Также есть свои каноны образа Иисуса Христа и святых. Портретного сходства по канону быть не должно, а узнаваемым образ делают характерные черты. Другие составляющие канона – двухмерность изображения, обратная перспектива (увеличение предметов по мере удаления), отсутствие теней. Все это предназначено для наилучшей передачи образа Божественного царства, в котором находятся святые.
Для католической иконы не существует канонов, регламентирующих её написание. Она представляет собой портрет или живописную картину, отличительной особенностью которых является присутствие святых и религиозный сюжет. Всё остальное продиктовано воображением художника. Католическая икона пишется автором. Чаще всего точно известен человек, её написавший. В православной иконописи, наоборот, обыкновенна анонимность, так как над иконой зачастую работают несколько иконописцев. Хотя часто говорят «икона Андрея Рублева» или «икона Феофана Грека», правильно было бы назвать их «икона школы Андрея Рублева» или «икона школы Феофана Грека».
Разнообразие чудотворных икон
Как правило, речь идет об оригинале, с которым связаны события чудесного исцеления или какие-то другие чудеса и копии данного изображения. Многие чудотворные иконы являются нерукотворными, то есть обретенными милостью Господа и не созданные людьми.
- Казанская икона Божией Матери. Начать, безусловно, следует с этого образа, который считается одной из главных святынь Руси. Эта икона помогали стране на протяжении многих лет, ей молились о заступничестве Петр Первый и Кутузов, молятся до сих пор православные христиане от мала до велика.
- Богоматерь Владимирская. Почитаема наравне с предыдущим образом, считается избавительницей от всяких невзгод.
- Иконы Николая Чудотворца. Тоже высоко чтятся православными. Этот образ считается чудодейственным и есть немало свидетельств верующих, которым помогла молитва Николаю Угоднику.
Помимо этого к чудотворным иконам относятся и другие образы Богоматери, в частности нерукотворные, к примеру, Жировицкая. Также чудеса дают иконы святых подвижников и юродивых (Ксения Блаженная, Матрона Московская, Марфа Царицынская) и, конечно, иконы Спаса.
Феодоровская икона
Именуется еще как «Феодоровская-Костромская». История появления ее в России окутана загадкой и каким
образом
она здесь появилась — неизвестно.
Однако известно, что в
XII веке сия святой образ пребывал в
Городецко-Феодоровском монастыре Нижегородской губернии.
Во После
Интересно, что князь брал святой образ с собой в бой и икона излучала такое сияние, которое сжигало |
||
Федоровская
(XIX |
Также интересным фактом является то, что икона
Феодоровской Богоматери особо почиталась царским домом
Романовых и была покровительницей их рода.
После убийства царской семьи в 1918 году икона очень сильно потемнела. |
На сегодняшний день
местонахождение
иконы — Кострома, Богоявленский кафедральный собор.
Перед иконой Феодоровской
Богоматери молятся роженицы при тяжелых родах.
Иконографический тип —
Елеуса (Умиление). Но отличительной особенностью данной
иконы является обнаженная левая ножка Иисуса (см. фото
выше). Остальные каноны данного типа соблюдены.
Дни празднования:
- 16/29.08 (день, когда икона явилась);
- 14/27.03 (день избрания царем Михаила Романова в
1613 году).
Пожалуй, на этом и завершим наш список. А для того, чтобы
узнать о разных иконах Богоматери еще больше, настоятельно
рекомендуем прочесть нашу статью
о
значении и типах иконы Богородицы.
Если у Вас возникли
возникли дополнительные вопросы или затруднения с выбором икон,
напишите нам через
форму обратной связи
и мы с удовольствием Вам поможем.
При подготовке данной статьи
были использованы материалы (в т.ч. сканы изображений) из
книги «Православные иконы» автора-составителя Наталии Будур.
Читайте далее:
|
Покровительство икон
Иконы Богородицы на Руси имели самое широкое распространение. Этим и объясняется такое обилие образов Божьей Матери. Ее лик любим и почитаем в народе. Она считается защитницей, утешительницей и заступницей. Образ Богородицы несет в себе любовь, прощение всем грешным и покаявшимся.
К Святому образу обращаются в скорби и болезни, просят защитить от врагов и недоброжелателей. Молитвы перед иконами Пресвятой Богородицы помогают женщинам при беременности, даруют легкие роды и здоровье детям. Мужчины приходят за покровительством и утешением. Каждая из чудотворных икон Богородицы способна помочь после искренней молитвы.
Перед образом «Взыскание погибших» молятся при головных, зубных болях, о погибающих детях, благодатном браке, об отвращении от алкогольной зависимости.
Перед иконой Феодоровской Божьей Матери просят об облегчении трудных родов. Острабрамская Богородица защитит брак от злых сил, сделает его благополучным. «Неопалимая Купина» убережет дом от пожаров. Икона «Знамение Пресвятой Богородицы» защищает от общенародных бед, ограждает от опасности, помогает матерям, дарует счастье их детям.
Образ Владимирской Божьей Матери принес победу русским войскам над Тамерланом в 1395 году. Говорят, что чудотворная икона устрашила врага, и полчища хана просто бежали.
Образ Донской Богородицы помог в день Куликовской битвы в 1380 году. А в 1558-м Иван Грозный долго молился перед походом на Казань. Икона даровала победу русским войскам и взятие города.
Самые известные энкаустические иконы
Среди наиболее ценных и известных старинных иконописных произведений, выполненных в энкаустической технике, — Христос Пантократор, Святой Сергий и Вакх, Мученик и Мученица, Апостол Петр и некоторые другие. Ознакомимся подробно с самыми яркими и знаменитыми примерами.
Христос Вседержитель в Синае
Христос Вседержитель, или Христос Пантократор — это самая древняя и известная в мире энкаустическая икона, которая хранится в Синайском монастыре. В середине шестого столетия она была создана в древнем городе Константинополе. Император Юстиниан передал ее в дар монастырю.
Богородица с Федором и Георгием в Риме
Полное название это древней иконы — Богородица с Младенцем (на престоле, с предстоящими ангелами) Она была создана в конце седьмого века. До сегодняшних дней хранится в Риме, в Базилике Санта Мария ин Трестевере.
Очень напоминает византийское произведение под названием Богоматерь с младенцем и святыми Феодором и Георгием, которое хранится в монастыре Святой Екатерины на Синайской горе. Однако в этом варианте отсутствуют образы святых воинов. Восседающую на троне Богородицу окружают два ангела — Федор и Георгий. На ней надета роскошная туника, украшенная жемчугом. А на голове красуется царский венец.
Богоматерь — Царица Небесная
Одна из наиболее почитаемых икон Божьей Матери. Это канонический образ, изображающий ее в виде молодой девушки с покрытой головой. На головном уборе и плечах Богородицы изображены три звезды. Они являются символами ее девичества до рождества, при рождестве, а также после рождества Христового.
Свв. Сергий и Вакх в Киеве
Энкаустическая икона Святые Сергий и Вакх написана неизвестным константинопольским мастером в седьмом столетии. Из монастыря Святой Екатерины на горе Синай она была переправлена в киевский Музей искусств имени Богдана и Веры Ханенко в 1940 году, где и хранится до настоящего момента.
Святые воины Сергий и Вакх изображены по пояс. Они облачены в белые хламиды и коричневые хитоны. У каждого не шее надето тяжелое ожерелье из золота, украшенное инкрустацией из драгоценных камней без гранения краев. В верхних углах присутствуют имена святых. Их лица имеют очень бледный тон, однако они обрамлены контрастирующими темными завитками волос, которые спускаются ко лбам. Глаза широко раскрыты, взгляды лишены всяких эмоций. На головах святых надеты круглые ровные нимбы. Между ними в верхней части помещен святой лик Христа, изображенный на медальоне. У Иисуса характерные длинные волосы и борода заостренной формы. В правой руке каждый святой держит крест.
Христос и св. Мина в Лувре
Икона Христос и святой Мина хранится в Париже, в знаменитом музее Лувр. Это самое древнее произведение с изображением Мины Котуанского, также известного, как Фригийский. Это великомученик и один из наиболее почитаемых святых, который считается покровителем купцов. Египтянин, который при жизни служил воином во фригийском городе Котуане. Был обезглавлен судом жестокого правителя Пирра за исповедование своей веры.
Епископ Авраам в Берлине
Это знаменитая коптская икона шестого столетия, которая хранится в Государственном Музее Берлина. Относится к византийской культуре. На ней изображен седобородый епископ Авраам в круглом золотом нимбе. Он был преподобным христианским подвижником, епископом в городе Карра.
Наше отношение к Богу утилитарно или благоговейно?
Мода размещать иконы как заставки на мобильные телефоны и планшеты тоже весьма сомнительна. Если уж хочется, чтобы на мобильнике было что-нибудь такое, что может охарактеризовать его владельца как православного христианина, то лучше уж, пожалуй, брать на заставки фотографии благолепных храмов. Ну не будет же человек молиться перед заставкой на телефоне! Поэтому и телефон – не самое подходящее место для икон в силу того, что это исключительно бытовой предмет, как и браслеты с ликами святых. Ну а уж брелочки с иконками, на мой взгляд, и вовсе надругательство. Человек хочет показать свою сугубую религиозность, а превращается это в богохульство. И церковный бизнес здесь играет свою роль – иконные лавки пестрят блестящими цацками с ликами святых и крестами. То же самое можно сказать и о церковных песнопениях, которые используют как сигналы вызова на мобильнике. Представьте, если вдруг где-нибудь в общественном туалете вдруг зазвучит «Иже херувимы»… Наверное, даже прожженный богохульник до такого не додумается
Важно помнить, что все церковное предание: богослужение, церковное искусство по сути своей глубоко ИКОННО. И песнопение – это, можно сказать, музыкальная икона
Догмат VII Вселенского собора гласит: «…Честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу». Следовательно, наше отношение к Первообразу определяет также отношение к Его образу. В этом и проявляется связь с Богом: утилитарная или благоговейная… Человек, имеющий страх Божий, конечно же, и к образу Его, как и к образам святых угодников Божиих (дивен Бог во святых Своих), относится с благоговейным трепетом. И поэтому каких-то специальных правил по поводу ношения икон в кошельке нет. В каждом конкретном случае лучше посоветоваться с духовником.
Беседовала Марина Богданова
Копии чудотворных икон. Варианты из дерева для домашнего иконостаса:
Копии образов, признанных чудотворными, принято хранить в домашних иконостасах. Наши деревянные резные иконы тоже похожи на чудо: они проработаны до самых мелких деталей, вырезаны из массива дерева, сделаны с любовью, с молитвой и по всем православным канонам.
Мы взяли на себя обязанность восстановления старинных традиций русской православной резной иконы и предлагаем вашему внимаю действительно достойные варианты.
Купить иконы из дерева можно в храмах и соборах, список которых есть на главной странице. Также вы можете заказать резной образ любого Святого на нашем сайте или через любой удобный для вас способ связи: по телефону, через соцсети и мессенджеры, через электронную почту.
История появления иконы «Умягчение злых сердец» или иконы «Семистрельная»
В Библии рассказана история, как родители Сына Божьего — Иосиф и Дева Мария — прибыли с младенцем Иисусом в церковь на 40 день после его рождения. В святом месте они встретили старца Симеона Богоприимца. Он сообщил, что родился Мессия. Старец изрек пророчество:
«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу».
С того времени иконописцы стали изображать Деву Марию на иконах именно в варианте с семью стрелами, которые готовы пронзить ее сердце. Существует две версии с разным размещением стрел:
- по 3 стрелы слева и 4 стрелы справа от лика – это Семистрельная икона;
по три стрелы с обеих сторон и еще одна с нижней стороны – икона «Умягчение злых сердец.
Они отображают печаль и душевные страдания, которые в полной мере пережила Матерь Божья за свою земную жизнь. Еще по одной версии цифра 7 является отображением семи смертных грехов, которые Дева Мария может лицезреть.
Икона Владимирской Божией матери
Согласно летописным источникам написал икону сам евангелист Лука в V веке. В нашу страну она была завезена в начале XII века и преподнесена в дар князю Мстиславу. Славу чудотворной обрела после того, как три раза отводила захватчиков от российской столицы. Считается, что это происходило 3 июня 1521 года (избавление от Махмет-Гирея), 6 июля 1480 года (избавление от Ахмата) и 8 сентября 1395 года (избавление от Тамерлана). Все эти даты ныне отмечаются православной церковью как Великие праздники в её честь. Икона Владимирской Божьей матери – самая известная из ныне существующих. Размещена в музее-храме Николая Святителя, что в Толмачах.
Богородица Всех Скорбящих Радость
Данная чудотворная икона была чудесным образом найдена в посёлке Клоцкий недалеко от Санкт-Петербурга. Она находилась в небольшой церкви. В начале XIX века в церковь попала молния и сожгла её. Иконе чудом удалось сохраниться. Затем невероятным образом в иконе застряли монеты из ларца благотворителей. Икона стала творить чудеса. У Патриарха Иоакима была сестра.
В 1688 году она молилась о спасении от долгой неизлечимой болезни, которая мучила её. Вдруг она услышала голос, велевший ей идти в Храм Метаморфозы Божьего Сына. Там она должна была найти икону под названием «Радость всех скорбящих». Голос вещал ей, что после этого Евфимия поправится. Молодая женщина так и сделала. Чудо исцеления произошло 24 октября 1688 года по православному календарю. Сейчас этот день считается православным праздником.
Проявление варварского язычества
В таком отношении к иконам, на мой взгляд, проявляется псевдоцерковная мимикрия законсервированного язычества в нашем сознании. Это проблема многих православных поместных церквей, но Русской Церкви, пожалуй, в первую очередь. В момент своего Крещения Русь к принятию христианства была еще совсем не готова интеллектуально. Славянское язычество к тому времени не успело пройти все этапы своего развития, расцвета и умирания, как это было с древними монументальными культами. Сегодня только в книгах мы можем кое-что узнать о египетском спиритуализме, о вавилонском пантеизме, об олимпийских богах и римском пантеоне. Реальных пережитков этих культов сегодня нет. Они умерли. Хотя есть немногочисленные наивные романтики, которые пытаются возродить давно ушедшие в историю культы. А вот славянское язычество успело пройти только стадию своего первичного зарождения. Не было на Руси какого-либо систематизированного языческого вероучения (так называемая «Велесова книга» – это артефакт ХХ века). Не существовало касты жрецов, были волхвы, но их нельзя назвать кастой. Не было сформировано строгого культа языческого богослужения. Известно лишь волхование – набор харизматических импровизаций и заклинаний. Да и культовых языческих сооружений у нас не было. Когда мы, например, в богослужебных текстах читаем о русских языческих «капищах», это не больше чем калька с греческих текстов. В этом случае авторы имели в виду не храмы в привычном для нас понимании, а кумирницы, то есть размещение идолов под открытым небом. Язычество в народном сознании не успело пройти стадии своего развития и не умерло в нем естественной смертью. Вот почему языческий магизм в замаскированном виде, увы, продолжает жить не только в простонародье, но даже в сознании многих людей, считающих себя церковными. В этом кроется причина оккультного, по-язычески утилитарного отношения к богослужению, иконам да и ко всем святыням. В кошельках и сумочках иконы носят чаще всего как некий талисман, не подозревая, что это проявление святотатства и варварства, которое в народе не является чем-то новым. Известно, что на Руси, когда у Бога просили чего-то, икону пытались задобрить как языческого идола. Перед ней зажигали свечи, лампаду, курили благовония. И если повезет и желание сбывалось, то икону украшали, делали для нее красивый оклад. А если не получали просимое, тогда икону наказывали. Для начала ее ставили ликом к стене. Если же дела становились еще хуже – поливали кипящим маслом, били, опускали в помои. И это вопиющее кощунство так же является продолжением языческих традиций. Раньше князь-язычник, отправляясь в военный поход, приносил жертву в кумирнице. Возвращаясь с победой – со щитом, приносил идолам благодарственную жертву, ну а если на щите, то мог рассечь идолов мечом и сжечь их. Как видим, эта дикость жива и поныне.
Католическая иконография Богородицы
Католическая иконография Богородицы — совокупность типов изображения Богородицы в западноевропейском искусстве и система их изучения.
Список католических икон Богоматери:
- Аннунциата — изображение Мадонны в сцене Благовещения, но без архангела Гавриила.
- Ассунта — изображение Мадонны, после смерти возносящейся на небеса праздник Успения Богородицы (15 августа)
- Иммакулата — изображение Непорочного зачатия Девы Марии, в котором Мадонна изображается парящей в небесах на полумесяце.
- Коронование Богоматери — коронация Девы Марии Царицей Небесной после её Вознесения на небеса.
- Мадонна во славе
- Мизерикордия — изображение Мадонны Милосердия, защищающей людей своим покровом.
- Маэста — торжественное изображение Мадонны на троне в окружении святых.
- Мария, носящая во чреве или Богоматерь-роженица — изображение беременной Марии.
- Мистическое обручение святой Екатерины — изображение Мадонны на троне с младенцем Иисусом на коленях и св. Екатериной Александрийской, обручающейся с Иисусом кольцом.
- Непорочное Сердце — изображение Мадонны со сверкающим сердцем в груди, в обрамлении венка из роз.
- Пьета — Мария, оплакивающая снятого с креста Иисуса.
- Святая Родня — изображение Богородицы с Иисусом вместе со святой Анной и святым Иоанном Крестителем.
- Святое Семейство — изображение Марии с Иосифом и младенцем Иисусом.
- Святое Собеседование — изображение Мадонны на троне в окружении беседующих святых.
- Anna selbdritt или Святая Анна, Мария и Младенец Иисус — изображение Мадонны вместе с её матерью Святой Анной и младенцем Иисусом.
- Hortus conclusus — изображение Мадонны в райском саду (в православной традиции аналогичное изображение именуется Вертоград заключенный).
- Mater dolorosa — изображение Страдающей Марии с мечом в сердце, смотрящей на распятого Христа.
- Mulier amicta sole — изображение Девы Марии окружённой солнцем, в звёздной короне и с луной под ногами. Образ взят из 12-й главы Откровения Иоанна Богослова.
«Благовещение» Сандро Боттичелли
Католические иконы более чувственны, на них изображены реальные люди, а не их образы. На религиозной картине Боттичелли Мария выглядит земной прекрасной девушкой, в эмоциональной позе, говорящей о её смущении перед Архангелом Гавриилом.
Все детали картины четко прописаны – тени, элементы одежды, черты лиц. Есть перспектива – все предметы уменьшаются по мере отдаления; этого в православных иконах не существует.
Присутствует подчеркнутое разделение пространства на внутреннее и внешнее, которого в православной иконописи нет: Архангел и Богородица находятся в помещении, за окном изображен пейзаж города.
Нимбы над головами коричневые (в православии – символ тления и человеческой природы) и больше похожи на шляпы, выглядят как отдельные предметы. На православных иконах они всегда выполнены в светлых тонах и исходят от изображенного образа, представляя собой как бы исходящее изнутри сияние. Цвета картины не имеют символики.
Икона «Устюжское Благовещение»
Совершенно по-другому выполнена икона «Устюжское Благовещение». Действие происходит в другом, двухмерном измерении – отсутствует глубина. Это и светлый, золотистый фон, символизирующий Небесное Царство, подчеркивают отличие Богоматери и Архангела от обычных людей.
По некоторым деталям можно понять, что действие иконы все же происходит в конкретном месте – храме, но это пространство все равно другое, божественное, не от мира сего.
Фигуры вертикальные, без эмоциональных жестов и порывов. Вся икона как будто устремлена ввысь. Рука Архангела поднята для благословения, внешний вид Божьей Матери говорит о смиренном принятии Божьей воли. В отличие от картины Боттичелли, нет акцента на красоте одежды или лиц. Чистые, смиренные, безэмоциональные лица – характерная особенность православных икон.
Таким образом, в православной иконе преобладает духовное; вертикаль, говорящая об устремленности к Небу. В картине Боттичелли, напротив, подчеркнуто земное начало, выражена горизонтальность изображения, как бы привязывающая действие к земле.
Чудесная помощь в поиске работы
В течении полугода жительница Московской области Мария не могла устроиться на работу. В начале 2020 года она решила читать акафист Николаю Чудотворцу. Через две недели она смогла найти работу. Однако через пару месяцев ей пришлось поменять место трудоустройства из-за тяжёлого характера начальницы. Устроившись по другой вакансии, Мария познакомилась со своим будущим мужем.
В 2010 году жительница столицы Наталья оказалась безработной. Попытки нового трудоустройства на протяжении несколько месяцев были безрезультатны. Женщина стала приходить в отчаяние, не зная, кому молиться о работе. Одна знакомая посоветовала Наталье обратиться за помощью к святителю Спиридону Тримифунтскому. Как раз в то время в Даниловом монастыре находилась десница святого. Помолившись у мощей, Наталья почувствовало на душе облегчение. А через несколько дней ей позвонили с предложением выйти на работу с хорошей зарплатой.
В 2010 году Московской жительнице Анне по состоянию здоровья врачи запретили работать. В то же время ее муж более года не мог найти работу. Семья оказалась в трудном материальном положении. Тогда женщина решила попросить помощи о работе и здоровье блаженную Матрону Московскую. Она поклонилась мощам святой в столичном Покровском монастыре. После этого мужу Анны предложили хорошую должность в организации с достойным окладом. Через некоторое время здоровье самой женщины пошло на поправку, врачи разрешили и ей работать.
ИКОНА ВАТОПЕДСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ОТРАДА», ИЛИ «УТЕШЕНИЕ»
Образ Богоматери «Отрада» («Парамифия») находится в Ватопедском монастыре.
Название Ватопедской она получила от того, что в 390 году возле острова Имброс, напротив Святой Горы, упал в море с корабля юный царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого, и чудным заступлением Божией Матери был перенесен на берег целым и невредимым. Здесь наутро нашли его спящим глубоким, спокойным сном под густым кустом, недалеко от разрушенного Благовещенского собора. От этого события и произошло название «ватопед» («куст отрока»). Император Феодосий в благодарность за чудное избавление сына воздвиг вместо разрушенной обители новый храм, где алтарь находился на том самом месте, где был найден спасенный юноша.
История этого образа связана с событиями, происшедшими 21 января 807 года. Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители. В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда изображается с благословляющей рукой. И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников». Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.
С того времени чудотворная икона получила название «Отрада», или «Утешение». Очертания иконы остались такими же, как и во время предупреждения, сказанного игумену: Богоматерь уклонилась от простертой десницы Иисуса Христа.
Икону украсили сребропозлащенной ризой и поместили в церковь, построенную на хорах собора. В этом месте икона остается и по сей день. В память о чуде в церкви Божией Матери «Отрада» совершается постриг монахов и благодарственное молебное пение Богоматери перед чудотворной иконой.
Празднование иконе совершается 3 февраля.