Национальности России с численностью от 500 тысяч до 1 миллиона человек
В стране проживает 11 этнических общностей, численность каждой из которых превышает 500 тысяч человек. Среди них:
- аварцы – 912 тыс. человек (0,6%);
- мордва – 744 тыс. человек (0,5%);
- казахи – 647 тыс. человек (0,45%);
- азербайджанцы – 603 тыс. человек (0,42%);
- даргинцы – 589 тыс. человек (0,41%);
- удмурты – 552 тыс. человек (0,39%);
- марийцы – 547 тыс. человек (0,38%);
- осетины – 528 тыс. человек (0,37%);
- белорусы – 521 тыс. человек (0,37%);
- кабардинцы – 516 тыс. человек (0,36%);
- кумыки – 503 тыс. человек (0,35%).
Количество аварцев в России практически достигает 1 млн человек. Подавляющее большинство представителей этого народа проживает в Дагестане. Это крупнейшая этническая общность среди всех дагестанских народов. В ее составе выделяется сразу 5 этнических групп. Аварцы являются мусульманами-суннитами и говорят на своем собственном аварском языке.
Мордва является 9-м по распространенности народом России. Это финно-угорский народ. При этом мордовцы делятся сразу на два субэтноса. Один из них – эрзя, а другой – мокша. Представители этих двух субэтносов говорят на отдельных языках – эрзянском и мокшанском. Большая часть мордвы проживает на территории Мордовии. В основном представители народа исповедуют православие. Но среди этнической общности есть сторонники традиционной религии (эрзяне), неоязыческого вероучения (мокшане) и молокане.
Казахи замыкают десятку самых многочисленных народов, живущих в РФ. Это тюркский народ. Его представители причисляются к южносибирской расе. Она является переходной между европеоидной и монголоидной расами. Казахи, проживающие в России, владеют как казахским, так и русским языками. Являются мусульманами-суннитами. Произошли от тюрок и монголов.
Еще численность 8 этнических групп в России насчитывает 500-600 тысяч человек. Их признаки и особенности представлены в таблице.
Национальность | Общие признаки и особенности |
Азербайджанцы | Тюркоязычный народ, в его составе выделяется порядка 9 этнических групп. Относятся к европеоидной расе, а конкретно к ее каспийскому типу. Большинство людей являются мусульманами-шиитами |
Даргинцы | Один из дагестанских народов. Второй по распространенности после аварцев. Являются мусульманами-суннитами |
Удмурты | Относятся к финно-угорским народам. Предками удмуртов являются пермяне. В составе народа выделяется этническая группа бесермян. Исповедуют преимущественно православие. При этом в селе сильно влияние народной религии. Также среди удмуртов встречаются протестанты |
Марийцы | Финно-угорский народ, произошедший от волжских финнов. В рамках этнической общности существуют сразу четыре группы: горные, северо-западные, луговые и восточные марийцы. Исповедуют традиционную религию, а также православие |
Осетины | Относятся к иранским народам. Население исповедует преимущественно христианство, но порядка 30% осетин придерживаются традиционных верований. Также среди осетин встречаются приверженцы ислама |
Белорусы | Восточнославянский этнос, представители которого преимущественно исповедуют православие. При этом среди белорусов встречаются сторонники католицизма и протестантизма |
Кабардинцы | Являются субэтносом адыгов. Представители народа являются мусульманами-суннитами. Произошли от таких народов, как каски, касоги, зихи и меоты |
Кумыки | Представители тюркского народа, проживающие в Чечне, Дагестане, Северной Осетии. Исповедуют ислам. Являются сторонниками его суннитского толка. Произошли от хазар, савиров и волжских булгар |
От 400 до 500 тысяч человек в России насчитывают такие народы, как якуты, лезгины, буряты и ингуши. В стране от 200 до 400 тысяч каждой национальности, представители которых указали себя в качестве немцев-меннонитов, узбеков, тувинцев, коми, карачаевцев, цыган и таджиков. Численность каждого такого отдельно взятого этноса, как калмыки, лакцы, грузины, евреи, молдаване, корейцы, табасараны, адыгейцы, балкарцы, турки, ногайцы и киргизы составляет от 100 до 200 тысяч человек.
Ногайцы или карагаши
Карагаши (ногайцы) — малочисленная этническая группа, которая поселилась и проживает на территории современной Астраханской области. В 2008 году их насчитывалось около 8 тысяч человек, однако есть предположения, что на сегодняшний день их численность существенно увеличилась. Именно на территории Красноярского района находится большая часть сел, в которых сегодня обитают эти малочисленные народы России.
Большинство малочисленных или кочевых племен очень схожи между собой родом деятельности — это скотоводство и овощеводство. Если в этой местности есть озеро или река, местные жители не упускают возможности порыбачить. Женщины в подобных племенах очень хозяйственные и почти всегда занимаются каким-то замысловатым рукоделием.Одними из самых известных кочевых племен являются астраханские татары. Это поистине титульная национальность Республики Татарстан, которая на сегодняшний день входит в состав Российской Федерации. По сравнению с другими районами России, Татарстан является относительно многочисленным. По некоторым данным, зафиксированным в 2002 году, во всем мире татар насчитывается около 8 миллионов. Астраханские татары — одна из их, так сказать, разновидностей. Их скорее можно назвать этнотерриториальной группой. Их культура и традиции недалеко отошли от обычных татарских обычаев, и только лишь немного переплелись с русскими обрядами. Это издержки того, что самый малочисленный народ России живет на территории не совсем родного государства.
Удэгейцы. Исторически сложилось, что местом обитания этого маленького племени стал Приморск. Эта одна из немногих групп, населяющих Россию, не имеет своей собственной письменности.Их язык также разбит многими диалектами и не имеет одной официально утвержденной формы. К их традиционным занятиям можно отнести охоту. Это, пожалуй, именно то, чем мужская половина племени должна владеть в совершенстве. Малочисленные народы севера России живут в поселениях, где совсем плохо развита цивилизация, поэтому их руки, их умения и навыки — это практически единственный способ выжить в этом мире. И это довольно успешно у них получается.
Малые народы России и их образ жизни
Статистика насчитывает 47 коренных народов, которые считаются малочисленными. Самым крупным из их числа являются ненцы. Численность этого народа в РФ составляет порядка 44 тысяч человек. Ненцы проживают в таких регионах страны, как ЯНАО, ХМАО, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Коми, Мурманская область и Красноярский край. Основное занятие ненцев – оленеводство. Также представители народа занимаются рыболовством. Особенность этноса – проживание в чумах. В среде ненцев распространен шаманизм.
Вторым по численному составу малым народом являются абазины. Они проживают преимущественно на территории Карачаево-Черкесии. Их численность составляет порядка 43 тысяч человек. Основная религия – суннитский ислам. Преимущественно абазины занимаются скотоводством и сельским хозяйством. Многие абазины живут в сельских общинах большими семьями.
Третьим по численному составу малым народом России являются эвенки. Их количество составляет порядка 38 тысяч человек. Народ проживает в Якутии, на Камчатке, в Хабаровском крае, в Амурской и Иркутской областях, а также на Сахалине, в Бурятии, Забайкалье, Томской и Тюменской областях. Занимаются оленеводством, охотой. В среде эвенков распространен шаманизм, а также тибетский буддизм.
Другими относительно крупными малыми народами страны являются:
- Ханты. Численность примерно около 31 тысячи человек. Проживают в Тюменской, Томской областях и в Коми. Являются финно-угорским народом. Традиционно придерживаются шаманизма. Занимаются рыболовством, оленеводством, а также охотой.
- Эвены. Насчитывают порядка 21 тысячи человек. Проживают в Якутии, на Чукотке, Камчатке и Хабаровском крае, Магаданской области. Родственники эвенков, но не причисляются к ним. Среди эвенов много христиан. Но также распространен в их среде и шаманизм. Традиционно занимаются кочевым оленеводством, охотой и рыболовством. Преимущественно живут в чумах.
- Чукчи. Численность составляет около 16 тысяч человек. Проживают на Чукотке, Камчатке и в Якутии. Занимаются как оленеводством, так и охотой на тюленей, моржей, китов и нерп. Традиционно живут в ярангах, представляющих собой шатер. В среде чукчей распространен шаманизм и вера в духов.
- Шорцы. Численность порядка 12,8 тысячи человек. Проживают в Кемеровской области, Хакасии, в Горном Алтае, Алтайском и Красноярском краях. Основные занятия шорцев – сельское хозяйство, охота, рыболовство и работа в шахтах Кузбасса. Придерживаются неоязычества и православия.
- Манси. Численность составляет порядка 12 тысяч человек. Проживают на тех же территориях, что и ханты. Образ жизни идентичен образу жизни хантов.
- Нанайцы. Численность составляет порядка 12 тысяч человек. Живут в Приморье, на Сахалине и в Хабаровском крае. По роду занятий и образу жизни схожи с эвенками и эвенами.
Одним из малых народов являются коряки. Их численность составляет около 8 тысяч человек. Образ жизни сходен с чукчами. Немногочисленным народом, живущим в России, также являются долганы. Их численность составляет 7,8 тысячи человек. Проживают в Якутии и на Таймыре. Образ жизни схож с северными народами (якутами, эвенками, эвенами).
Порядка 8 тысяч человек насчитывает в России малый народ нагайбаки. Они являются этнической группой татар и проживают преимущественно в Челябинской области. Их особенность – приверженность к православию.
В Карелии, Ленинградской и Вологодской областях суммарно проживает около 6 тысяч вепсов. Эта общность относится к финно-угорским народам. Среди малых народов России, говорящих на английском и русском языках, представлены алеуты. Они компактно проживают на Камчатке. Их численность составляет всего 400 человек. Образ жизни схож с эскимосами.
Самыми малочисленными и исчезающими народами России являются алюторцы, проживающие на Камчатке. Их численность составляет всего 12 человек. Самый редкий народ в стране – кереки. Живут на Чукотке. Образ жизни сходен с чукчами. Этот народ фактически исчез, поскольку в живых остается всего 4 его представителя.
Ительмены
Ительмены являются коренными жителями полуострова Камчатка. Сейчас их численность едва превышает 3000 человек. Ительмены являются близкими родственниками живущих и в настоящее время на Аляске индейцев из племени тлинкитов, также много общего они имеют с другим племенем индейцев – навахо.
У ительменов традиционными верованиями были тотемизм, анимизм и фетишизм, все они связаны с поклонением духам-хозяевам. Для них была чужда идея существования единого бога. Был среди них и шаманизм, однако, у ительменских шаманов не было бубнов и обрядовой одежды, да и собственно шаманами были женщины. Но в середине XVII века ительменов окрестили. Проведённые этнографами исследования показали, что в древние времена у ительменов существовал обряд воздушного погребения. В плане хозяйственной деятельности важнейшим занятием ительменов было речное и морское рыболовство.
Тазы
Тазы, родственными народами для которых считаются китайцы, нанайцы и удэгейцы, живут в Приморском крае. По внешности напоминают маньчжуров. Сейчас тазы в основном исповедуют православие, однако издавна среди них были распространены буддизм, шаманизм, маньчжурская народная религия и китайский культ предков. Традиционное жилище представителей этой народности — китайская фанза (каркасно-столбовой дом со стенами из кирпича, соломы или самана). Занимались тазы в основном огородничеством, охотой и собирательством. По данным 2010 года, их в России осталось всего 274 человека.
Фото: https://magazine.neftegaz.ru/articles/sotsproekty/547284-10-malochislennykh-narodov-severa/jr/pr/mr/pr/
ЖИЛИЩЕ НАРОДОВ СЕВЕРА
Оленеводы и рыбаки, как правило, кочуют и селятся по три-четыре селище почти всех народов Севера — чум. Чум представляет собой конический шатёр в несколько метров высотой. Основу его составляют 16- 20 сходящихся вершинами длинных шестов. Чум обтягивают нюками — покрывалами, сшитыми из оленьих шкур, брезента или какой-либо иной непромокаемой ткани. Шесты и ню-ки перевозят с места на место на санях, запряжённых оленями. По влажной, покрытой травой тундре сани едут и летом, безо всякого снега, только оленей запрягают больше, чем зимой, обычно по четыре.
Ставить чум считается женским делом, и две-три женщины справляются с этим меньше чем за час. Посередине чума горит костёр или стоит жестяная печка. Справа и слева от входа на плетённых из ветвей ивы подстилках, накрытых шкурами, устроены лежанки. Напротив входа — священное место, где стоит сундучок с ценностями, висят мешочки с амулетами, а у крещёных — иконы. Если печка гаснет, в чуме сразу становится очень холодно, так что спать приходится или одетыми, накрывшись шкурами, или в тёплых меховых спальных мешках.
У рыбаков чумы могут быть покрыты не шкурами, а тиской — пластинами, сшитыми из жёлто-коричневых кусков вываренной берёзовой коры. Переезжают с места на место рыбаки летом в лодках, зимой — на нартах с собачьей упряжкой, а в последние годы — на снегоходах. Эвенки кочуют на оленях.
Долганы и другие оленеводы Таймыра часто живут не в чумах, а в балках. Балок — реечный каркасный домик, обтянутый шкурами и парусиной. Внутри он похож на вагонное купе: койки в два яруса, столик, маленькая железная печка. Такой домик ставится на широкие прочные сани, и его перевозят четыре-пять оленей. Первоначально этот вид жилища изобрели русские купцы, разъезжавшие по тундре с товарами.
У чукотских и корякских оленеводов жилищем служит не чум, а яранга. Яранга гораздо шире чума, у неё более сложный деревянный каркас.
Внутри выделяют два помещения — холодное у входа (здесь готовят пишу и занимаются хозяйственными делами) и тёплое заднее. Заднюю часть целиком занимает полог — сшитый из шкур навес-балдахин, подвешенный у задней стенки. Когда полог опущен, под ним внутри тепло, и люди сидят без верхней одежды. В пологе спят. Если становится душно, доступ воздуха регулируют с помощью кожаного рукава наверху полога, он играет роль форточки.
В чуме и яранге, в кочевых условиях, можно жить достаточно комфортно, только нужно уметь обустроить быт. Современные юноши и девушки, которые с 8 до 18 лет зиму проводят в общежитиях школ-интернатов и лишь на лето возвращаются к родителям в рыбацкие и оленеводческие стойбища, плохо владеют специальными навыками, необходимыми для этого. Поэтому им зачастую трудно и не хочется включаться в традиционное хозяйство.
: С.Арутюнов.
Этногруппы и национальности
На сегодняшний день статистика свидетельствует о следующем национальном составе народностей и малых этносов, входящих в их состав:
- Русские, которые включают в себя также Казаков и Поморов.
- Татары – сюда также входят кряшены, мишари, астраханские и сибирские татары.
- Украинцы.
- Башкиры;.
- Чеченцы – это группа дополняется чеченами-акинцами.
- Чуваши.
- Армяне и черкесогаи.
- Аварцы – в эту группу входят также андийцы и дидойцы.
- Азербайджанцы.
- Мордвы, которые включают эрзя и мокша.
- Казахи.
- Даргинцы, которые включают кайтагцев и кубачинцев.
- Удмурты.
- Марийцы.
- Осетины, включая дигоронов и иронов.
- Белорусы.
- Кабардинцы.
И, естественно, что это далеко не все национальности. На территории страны проживают также лезгины, немцы, тувинцы, узбеки, кумыки, буряты, цыгане, карачаевцы, компактные диаспоры грузин, евреев, молдаван, адыгейцев, лакцев, балкарцев, турок, туркмен, рутульцев, езидов, греков, ненцев, хакасов, алтайцев и других. Общее количество всех национальностей и народностей насчитывается в РФ до 190 наименований.
Естественно, говоря о численных показателях, существуют основные группы, которые формируют так называемый “костяк” национальности. Остальные этносы представлены в меньшем процентном соотношении. А некоторые народности представлены только сотнями и тысячами человек, составляя,таким образом, сотые доли процентов от общего населения.
МАМОНТ В ПРЕДАНИЯХ И СКАЗАНИЯХ ХАНТОВ И МАНСИ
У финно-угорских народов существуют предания о мамонте — животном, вымершем сотни тысяч лет назад. Особенно часто встречается этот образ в фольклоре обских угров — хантов и манси. В их представлении мамонт — очень крупное («как пять-шесть лосей»), мошное и сильное животное. Он боится солнечных лучей и потому живет под землёй, а путь себе прокладывает «рогами», т. е. бивнями. Ест он растения и землю. Не случайно название диковинного зверя на языках хантов и манси буквально значит «земли олень-самеи». А ненцы, соседи обских угров, именуют его «земли бык». У них распространены рассказы о его подземном рёве. С «деятельностью» мамонта связывают такие природные явления, как образование русел рек, обвалы берегов в половодье, треск льда при ледоходе и даже землетрясения.
Мамонт обских угров похож на Индрика-зверя из русских легенд: «Живёт зверь за океаном-морем. А рогом проходит зверь по подземелью, аки ясное солнце по поднебесью. Он проходит все горы белокаменные…».
Природу и происхождение удивительного зверя объясняли по-разному. Существовало представление, что мамонт не какое-то особое животное — в него с возрастом перевоплощаются другие звери или ры- _ бы: лоси, медведи, щуки. По одному из поверий, лось в старости, потеряв зубы и рога, переселяется под землю или под воду. Там он изменяется внешне: у него вырастают новые рога, но уже не ветвистые, а прямые. Во время традиционного Медвежьего праздника перед мордой убитого на ритуальной охоте медведя клали вылепленную из теста фигурку мамонта, в которого, как верили обские угры, переходит дух убитого зверя. Перед медведем располагали также фигурки оленей и лосей, надеясь, что тот, превратившись в подземного мамонта, пошлёт удачу на охоте и обеспечит хороший приплод оленей.
В представлении обских угров, мамонт связан также с водной стихией. Известны образы гибридных чудовищ — мамонта-щуки или мамонта-рыбы. По верованиям манси, в том месте, где река вспенилась и поднялись волны, появился мамонт. Если туда попадёт лодка, она перевернётся. Считалось, будто мамонт может съесть человека. Даже в наши дни в подобных опасных местах не ловят рыбу.
Один из персонажей преданий хантов и манси — Обской старик, или Обской хозяин. От него зависят успех рыболовного промысла и судьба людей, проплывающих по реке. Старик, как рассказывается в источнике начала XVII в., мог пригнать рыбу с моря в Обь, а притягивал он её с помощью металлической трубы, напоминающей хобот. Голову его увенчивали два рога. В данном описании Обской старик очень напоминает мамонта.
Рассказы о подземном звере мамонте известны многим народам Северной Евразии. В Западной Сибири они бытуют и у русских. По мнению учёных, подобные представления возникли не случайно. Люди находили в земле кости и бивни, поражавшие необычайными размерами. Такие находки рождали представления о животных-гигантах, незримо обитавших под землёй или под водой. Однако возможно другое объяснение. В форме фантастических преданий о мамонтах у северных охотников сохранились переходившие из уст в уста рассказы о тех временах, когда эти животные ещё бродили по земле, внушая ужас и почтение своей мошью.
Особенности проживания народов
Впервые перечень народов, проживающих на территории России, составили в середине XVIII века, чтобы упорядочить взимание налогов. Академия наук в Санкт-Петербурге всерьёз занималась этим вопросом, и в течение XVII-XIX веков было выпущено несколько десятков серьёзных этнографических исследований на эту тему, а также множество иллюстрированных альбомов и атласов, ставших очень ценными для современных учёных.
На конец первого десятилетия XXI века население страны можно формально поделить на 192 этнических группы. Наций с численностью свыше 1 миллиона в России всего 7. К ним относятся:
- Русские — 77,8%.
- Татары — 3,75%.
- Чуваши — 1,05%.
- Башкиры — 1,11%.
- Чеченцы — 1,07%.
- Армяне — 0,83%.
- Украинцы — 1,35%.
Также существует термин «титульная нация«, под которым понимают этнос, давший название региону. Причём это может быть не самый многочисленный народ. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе проживают многие народности России (список состоит из более, чем 50 пунктов). Но только ханты и манси, составлявшие всего 2% от населения региона, дали ему официальое название.
Этнографические исследования продолжаются в XXI веке, и работы по теме «народы России: список, численность и процентаж» интересны не только серьёзным учёным, но и обычным людям, которые хотят знать больше о своей родине.
КАК ЖИВУТ НАРОДЫ СЕВЕРА
Природа земель, на которых живут народы Севера и Дальнего Востока, сурова: тундра, лесотундра, тайга. Посёлки почти всегда расположены у воды — на берегу залива, озера или реки. И это не случайно. Именно по воде завозят сюда необходимые товары, и прежде всего уголь, бензин. Срок навигации очень короткий, и за него нужно успеть доставить всё необходимое для долгой зимы. В остальное время года в посёлок можно попасть (или выбраться из него) только вертолётом.
Жители работают на звероферме, где разводят норок и песцов, или в пошивочной мастерской — здесь шьют одежду как европейского типа, так и национальную, чаще всего из оленьего меха. В посёлке работают мотористы, механики, продавцы, санитарки. Но всё это — и почта, и магазин, и пошивочная мастерская, и звероферма, и бревенчатые рубленые дома, почти такие же, как в русских посёлках, — лишь современная «надстройка», привнесённая из России «городская цивилизация».
В основе же национального существования малых народов, их самобытности лежит как раз то, что находится не в посёлке, а в окружающих его тундре и тайге. Здесь работает не так много людей, но именно они занимаются традиционными для малых народов России видами хозяйственной деятельности. Это оленеводы, большую часть года всей семьёй живущие в тундре со стадами оленей и лишь пару раз в год заглядывающие в свои сельские дома, обычно стоящие пустыми. Это охотники, которые проводят в тайге или в тундре весь охотничий сезон, возвращаясь домой только время от времени. От одного охотничьего урочища к другому они добираются пешком, на оленях, на собаках, а в наши дни часто на моторных снегоходах. И наконец, рыбаки, в путину (в период активной ловли рыбы) живущие вдали от посёлка, «на песках», т. е. на участках берегов рек и озёр, особенно удобных для рыбной ловли. Береговые чукчи и эскимосы, промышляющие моржей, на много дней выезжают охотиться на дальние острова и мысы.
Здесь, на берегу реки или моря, в тайге и в тундре, идёт настоящая жизнь — жизнь оленеводов, рыбаков, охотников. Она идёт в значительной мере так, как шла и сто, и двести лет назад, — с соблюдением традиционных обычаев, обрядов, правил взаимоотношений между людьми. Впрочем, и тут можно увидеть много примет современности — радиостанцию, радиоприёмник, традиционный очаг иногда заменяют бензиновым примусом, на лодках установлены моторы.
Оленеводством занимаются преимущественно жители Севера (кроме эскимосов, береговых чукчей и алеутов). Саамы, ненцы, оленные чукчи, коряки, северные селькупы и ханты имеют крупные стада, для себя и на продажу получают мясо, шкуры, молоко. У других народов оленей меньше, и используются они в основном как транспортные животные. В этом случае оленей на мясо забивают редко, а питаются таёжной дичью — дикими оленями, лосями, пернатой дичью и т. д. Таков быт эвенков, эвенов, манси. Народы Приморского края — южные селькупы, юкагиры — великолепные охотники.
Охота происходит в течение всего года. Зимой охотник выходит в тайгу на широких лыжах, нехитрое снаряжение погружено на маленькие санки. Тянуть их ему почти всегда помогает собака. Охотятся обычно в одиночку, реже вдвоём или втроём. В тайге и лесотундре на определённом расстоянии друг от друга устроены охотничьи избушки — маленькие домики с печкой, где можно обогреться, переночевать, сварить еду. Уходя из такой избушки, охотник обязательно оставит чай, спички, запас дров — для следующего посетителя.
Основное занятие хантов Приобья и народов Приамурья (негидальцев, нанайцев, нивхов, удэгейцев) — рыболовство. Однако в той или иной мере как подсобным промыслом рыболовством занимаются все народы Севера.
Бенгальцы (более 250 млн)
В числе многочисленных народов свои лидирующие позиции занимают и бенгальцы, насчитывающие более 250 миллионов. В основном проживают в странах Азии, но есть небольшие диаспоры в США и Великобритании, есть они и в других странах Европы.
За многовековую историю бенгальцы сохранили свою национальную культуру, самобытность и язык, а также основные виды занятий. В азиатском регионе проживают в основном в сельской местности, так как издревле занимались земледелием.
Бенгальский язык один из сложнейших на земле, так сложился в результате синтеза индоарийского языка и многочисленных местных диалектов.
5