Топ-10 русских писателей-классиков которых следует прочесть

Краткая характеристика XIX века

Девятнадцатый век для России характеризуется лихорадочным ритмом жизни, а также началом развития разных направлений — от культурных до сугубо технических. Помимо этого, изменениям подвергается и русский литературный язык — историк Николай Михайлович Карамзин сблизил его с живой разговорной речью, введя в оборот множество ранее незнакомых слов (впечатление, гармония, катастрофа и т. д. ).

Дело Карамзина продолжил Жуковский, превращая неудобный и тяжеловесный язык в гибкий и послушный для поэта и прозаика инструмент. Одновременно с этим появляются и первые шедевры русского театра («Горе от ума» Грибоедова, «Недоросль» Фонвизина), которые послужат основой для возникновения имён Островского и Гоголя.

Развитие поэзии связывается с именами Пушкина и Лермонтова. Следует отметить, что годы жизни поэтов по продолжительности очень небольшие — Пушкин прожил 37 лет, а Лермонтов и вовсе 26. Сюда же следует добавить «поэта одного дня» Фета, страдающего за народ Некрасова и символиста Тютчева.

В этот период обогащается искусство рассказчиков и романистов так называемой натуральной школы

В XIX веке всё внимание русских писателей и их произведений направлено не на знатных и титулованных особ, а на простого человека. Романы значительно усложняются в психологическом плане во многом благодаря Достоевскому и Тургеневу

В мире русской литературы возникают первые героические романы-эпопеи (ярким примером является «Война и мир» Льва Толстого).

Антон Павлович Чехов

Великий русский писатель родился в Таганроге, в купеческой семье. Детям не удалось продолжить дело своего отца, так как семья разорилась. Антон Павлович Чехов получил медицинское образование, что не мешало «доктору Чехову» увлекаться литературой и театром. Литературным дебютом Антона Павловича становится опубликованный в 1880 году рассказ «Письмо к учёному соседу».

Пьесы и рассказы

Характерной особенностью творчества Чехова является краткость. Всем прочим жанрам писатель предпочитал пьесы и рассказы. Краткость в данном случае нельзя считать следствием отсутствия фантазии. Умение ёмко выражать свои мысли – тоже искусство. Всего на нескольких страницах автору удаётся рассказать о жизни своего героя, о его мыслях, чувствах и переживаниях, обо все том, для описания чего другим авторам необходимо создание целого романа.

В центре внимания чеховского рассказа жизнь «маленького человека»: мелкого чиновника, мещанина и т. д. Внимательный читатель не может не заметить, что в большинстве случаев автор относится к своим персонажам весьма недоброжелательно, смеётся над их пороками. Чтобы показать читателю пренебрежение к героям своих рассказов, Чехов даёт им неблагозвучные фамилии. Это и служит основным показателем неприязни. Во всем известном рассказе «Хамелеон» найти отрицательных героев можно по фамилиям – Очумелов и Хрюкин. На протяжении всего рассказа отношение полицейского надзирателя Очумелова к собаке, укусившей золотых дел мастера, постоянно меняется. Узнав, что собака принадлежит брату генерала, надзиратель признаёт виновным в случившемся пострадавшую сторону, то есть, Хрюкина.

Каждый кузнец своего счастья

Отсутствие сочувствия автора к персонажам вызвано нежеланием последних самим изменить свою жизнь, выйти из привычных рамок. До тех пор, пока бесправные хрюкины не осознают необходимость пересмотреть свои взгляды на жизнь, она не изменится в лучшую сторону.

К

  • Кадлубовский, Арсений Петрович (1867—?)
  • Карзина, Александра Никандровна (1837—1918)
  • Каллаш, Владимир Владимирович (1866—?)
  • Каменевич-Рвовский, Тимофей (?)
  • Каминский, Виктор Кириллович (? — 1856)
  • Капнист, Павел Александрович (1842—1904)
  • Карабчевский, Николай Платонович (1851—1925)
  • Карамзин, Николай Михайлович (1766—1826)
  • Карасёв, Александр Владимирович (род. 1971)
  • Каратыгин, Евгений Сергеевич (1872—?)
  • Караулова, Варвара Александровна (1774—1842)
  • Карнеев, Егор Васильевич (1773—1849)
  • Касицын, Дмитрий Фёдорович (1838—1901)
  • Катетов, Иван Валерьянович (?—1892)
  • Кедров, Константин Александрович (1942)
  • Кедров, Николай Иванович (1858—?)
  • Киприанович, Григорий Яковлевич (1846—?)
  • Кирияк, Тимофей Прокофьевич (?)
  • Кислов, Александр Степанович (1808—1866)
  • Клепинин, Николай Андреевич (1899—1941)
  • Маруся Климова
  • Клитин, Александр Михайлович (1860—?)
  • Кобринский, Александр Михайлович (род. 1939)
  • Кобринская, Наталия Ивановна (1855—?)
  • Коваленская, Александра Григорьевна (1829—?)
  • Коваль, Юрий Иосифович (1938-1995)
  • Ковальницкий, Аполлинарий Северианович
  • Кокошкин, Иван Алексеевич
  • Колбасин, Елисей Яковлевич (1827—1890)
  • Колоколов, Иван Дмитриевич (?—1869)
  • Коломов, Николай Александрович (1863—?)
  • Колосов, Владимир Иванович (1854—?)
  • Конецкий, Виктор Викторович (1929-2002)
  • Коншин, Николай Михайлович (1793—1859)
  • Коргуев, Николай Алексеевич (1829—1900)
  • Коренева, Раиса Александровна (1840—?)
  • Короленко, Владимир Галактионович (1853—1921)
  • Коропчевский, Дмитрий Андреевич(?—1903)
  • Коростовец, Людмила Ивановна (1794—1883)
  • Корсакова, Лидия Петровна
  • Корсини, Мария Антоновна (?—1859)
  • Косаткин, Василий Васильевич
  • Костенецкий, Яков Иванович (1811—1885)
  • Костенко, Лев Феофилович (1841—1891)
  • Костомаров, Николай Иванович (1817—1895)
  • Котелянский, Лев Осипович (1851—1879)
  • Красковский, Ипполит Феофилович (1845—1889)
  • Красовский, Василий Иванович (1782—1824)
  • Крашенинников, Сергей Петрович (1811—1870)
  • Кременецкий, Иван (?)
  • Кремлев, Анатолий Николаевич (?)
  • Кренке, Виктор Данилович (1816—1893)
  • Крешев, Иван Петрович (1824—1859)
  • Кржижановский, Сигизмунд Доминикович
  • Кривенко, Василий Силович (1854—1931)
  • Кривин, Феликс Давидович
  • Кропотов, Андрей Фролович (?)
  • Кропотов, Дмитрий Андреевич (?—1875)
  • Круглов, Александр Васильевич (?)
  • Куприн, Александр Иванович (1870—1938)

9. Преступление и наказание, Фёдор Достоевский

Включённый в школьную программу, философский роман великого русского классика Ф. М. Достоевского несомненно предоставляет гораздо больше поводов для размышления, чем способны охватить умы школьников старших классов. Однако произведение способно оказать влияние на формирование их внутренних взглядов и убеждений, стать мотивирующим явлением для желания составить собственное мнение и поведать о нём окружающим. Вопрос наличия у человека права распоряжаться чужой жизнью (даже в контексте последующего совершения благих дел) относится к вечно актуальным. Главный герой — студент, преодолевший порог бедности и неуклонно стремящийся к социальной пропасти, к нищете. Отчаяние наводит его на мысль получить деньги путём совершения убийства. Оправдывая свой поступок, Раскольников убеждает себя, что будущая жертва — недостойный человек, а её средства помогут многим более благородным людям наладить жизнь. Имеет ли герой основания рассуждать подобным образом тогда, когда его главный оппонент — собственная совесть? В этом неизбежном диалоге существуют заведомо проигравшие, но исход становится известен лишь после принятия фатального решения.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Да-да, тот самый Лев Толстой. Мы знаем его как автора «Войны и мира», «Анны Карениной» и «Хаджи-Мурата», но его литературная карьера могла сложиться иначе.

В 1847 году Толстой начинает вести дневник, в котором фиксирует все свои мысли и душевные сдвиги, анализирует свое поведение и строит планы по самовоспитанию. «Этот же дневник, — пишет Святополк-Мирский, — был первым опытом выработки той техники психологического анализа, которая стала впоследствии главным литературным оружием Толстого». И именно ведение дневника вдохновило Льва Николаевича на создание первого серьезного произведения. В 1851 году он пишет «Историю вчерашнего дня».

Александр Сергеевич Пушкин

Основоположник современного русского литературного языка Пушкин возглавляет не только список русских поэтов 19 века, но и литературных деятелей России за всё время её существования. Александр Сергеевич происходил из рода нетитулованных дворян. Как писал сам поэт, его родственники «честно служили Отечеству, но не снискали благосклонности правителей и были гонимы».

Пушкин родился 6 июня 1799 года (по старому стилю — 26 мая) в Москве. Рождение великого поэта зафиксировано в метрической книге церкви Богоявления в Елохове. В царскосельском лицее дар будущего поэта был замечен. Сам Пушкин признавался, что наибольшее влияние на его творчество оказали Жуковский, Батюшков (мастер лёгкой поэзии) и Карамзин, а из зарубежных авторов — Вольтер, Мольер, Руссо и Лафонтен.

Сложно выделить основные произведения у поэта, так как у него практически не наблюдается «проходных», неинтересных либо недоработанных поэм, стихотворений или романов. Тем не менее к великому наследию следует отнести произведения «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», сказки о царе Салтане и рыбаке и рыбке, а также отдельные стихи. Среди последних особенно выделяются следующие:

  • «Пророк»;
  • «Песнь о вещем Олеге»;
  • «Я помню чудное мгновенье»;
  • «Я вас любил (любовь ещё, быть может)»;
  • «Зимняя дорога»;
  • «Узник»;
  • «Бесы»;
  • «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»;
  • «Клеветникам России».

К внушительному творческому наследию следует добавить классические поэмы («Полтава», «Медный всадник», «Граф Нулин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Гавриилиада» и многие другие) и «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).

https://youtube.com/watch?v=2F_t8XeGYss

Скончался великий поэт в результате дуэли с приёмным сыном нидерландского посланника Дантесом (Жоржем де Геккерном) 10 февраля 1837 года в Санкт-Петербурге. По подсчётам историков, это была минимум 21-я дуэль в жизни поэта и вторая по счёту с Дантесом. Пушкин получил смертельное ранение (пуля перебила шейку бедра и проникла в живот) и умер в течение двух дней. На месте дуэли установлен памятник.

С

  • Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович (1826—1889)
  • Семёнов, Сергей Терентьевич (1868 — 1922)
  • Серафимович, Александр Серафимович (настоящая фамилия — Попов)
  • Славутинский, Степан Тимофеевич (1825-1884)
  • Слепцов, Василий Алексеевич (1836 — 1878)
  • Соколов, Саша
  • Солженицын, Александр Исаевич (1918 — 2008)
  • Соловьёв, Владимир Сергеевич
  • Сологуб, Фёдор Кузьмич
  • Сорокин, Владимир Георгиевич
  • Станюкович, Кирилл Владимирович (1911 — 1986)
  • Станюкович, Константин Михайлович (1843 — 1903)
  • Стругацкие, Аркадий и Борис
  • Суворов, Виктор (р. 1947), (настоящее имя Резун, Владимир Богданович)
  • Сухово-Кобылин, Александр Васильевич

Д

  • Давидович, Аркадий Филиппович
  • Давыдов, Вадим Александрович
  • Давыдов, Данила Михайлович
  • Давыдов, Сергей Давыдович
  • Давыдова, Маргарита Алексеевна
  • Данилов, Дмитрий Алексеевич
  • Данилов, Евгений Евгеньевич
  • Данько, Елена Яковлевна
  • Дараган, Анна Михайловна
  • Дворкин, Илья Львович
  • Дедицкий, Богдан Андреевич
  • Демченко, Андрей Николаевич
  • Державин, Гавриил Романович
  • Дерман, Абрам Борисович
  • Диксон, Виталий Алексеевич
  • Димчевский, Николай Владимирович
  • Дмитревский, Владимир Иванович
  • Дмитриев, Иван Иванович
  • Добронравов, Леонид Михайлович
  • Добрынин, Гавриил Иванович
  • Добрянский-Сачуров, Адольф Иванович
  • Додолев, Юрий Алексеевич
  • Долинский, Даниил Маркович
  • Домашнев, Сергей Герасимович
  • Донцова, Дарья
  • Дорфман, Михаэль
  • Дриянский, Егор Эдуардович
  • Дружинин, Александр Васильевич
  • Дружинин, Владимир Николаевич (писатель)
  • Дручин, Игорь Сергеевич
  • Дубинин, Дмитрий Юрьевич
  • Дубинянская, Яна Юрьевна
  • Дуров, Сергей Фёдорович
  • Дышленко, Борис Иванович
  • Дьяконов, Михаил Алексеевич
  • Дьяконов, Юрий Александрович
  • Давыдов, Александр Давидович
  • Довлатов, Сергей Донатович (1941—1990)
  • Достоевский, Фёдор Михайлович (1821—1881)
  • Даниэль, Юлий Маркович (1925—1988)
  • Дехтерёв, Александр Петрович (1889—1959)

Выдающиеся сатирики

Всем очень известны Михаил Жванецкий и Михаил Задорнов — современные русские писатели, мастера юмористического жанра. Их произведения очень интересные и смешные. Выступления юмористов всегда ожидаемы, билеты на их концерты раскупают сразу. У каждого из них свой имидж. Остроумный Михаил Жванецкий всегда выходит на сцену с портфелем. Его очень любит публика. Его шутки часто цитируют, так как они безумно смешные. В театре Аркадия Райкина со Жванецкого начался большой успех. Все говорили: «как сказал Райкин». Но их союз со временем распался. У исполнителя и автора, артиста и писателя были разные дорожки. Жванецкий принес с собой в общество новый литературный жанр, который сперва приняли за древний. Некоторые удивлены, почему «человек без голоса и актерской подачи выходит на эстраду»? Однако не все понимают, что таким образом писатель публикует свои произведения, а не просто исполняет свои миниатюры. И в этом смысле эстрада как жанр тут ни причем. Жванецкий, несмотря на непонимание со стороны некоторых людей, остается большим писателем своей эпохи.

Лев Николаевич Толстой

Величайший российский романист, просветитель и один из самых выдающихся писателей и мыслителей XIX века родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. Его фамилия была известна во многих странах мира. На протяжении четырёх лет подряд он номинировался на Нобелевскую премию по литературе (с 1902 по 1905 год), а впоследствии отказался от номинаций.

Творчество Толстого является переходным мостом между русской литературой XIX и XX веков. Помимо этого, писатель оказал влияние на эволюцию европейского гуманизма и на развитие реализма в общемировой литературе.

Самое значительное произведение Толстого — роман-эпопея «Война и мир», основной темой которого является поиск исторической судьбы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Поражают не только размеры романа, но и невероятная детализация черт характера каждого из персонажей. При этом писателю удалось сделать все главы и части романа сюжетно законченными. К другим важнейшим произведениям Льва Николаевича относятся:

  • роман «Воскресение» (последнее произведение);
  • трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»;
  • роман «Анна Каренина»;
  • повести «Крейцерова соната», «Казаки», «Хаджи-Мурат», «Отец Сергий»;
  • драмы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»;
  • автобиографические очерки.

Основной целью творчества Толстого становится жизнь человеческой души, её реакции на социальные противоречия, а также нравственное совершенствование человека и переосмысление своего места в жизни. Религиозно-философская позиция писателя проявляется в осуждении духовенства и пышных религиозных обрядов.

Алексей Поляринов

Алексей Поляринов в первую очередь известен как один из переводчиков великой и очень сложной книги Дэвида Фостера Уоллеса «Бесконечная шутка», а также переводами романа Дэвида Митчелла «Лужок черного лебедя» и книги Оливера Сакса «Музыкофилия: сказки о музыке и мозге».

Возможно, именно увлечение западной литературой эпохи постмодернизма повлияло на Поляринова как на писателя — в его текстах можно найти большое количество скрытых аллюзий к другим произведениям. Его роман «Центр тяжести» в 2018 году был номинирован на премию «Национальный бестселлер».

В своей последней книге — «Почти два килограмма слов» — Поляринов пишет заметки о любимых писателях. Томас Пинчон, Уильям Гибсон, Стивен Кинг, Филипп Дик, Дон Делилло и другие его герои предстают в ней живыми людьми, которых объединяет умение жонглировать жанрами и убирать барьеры между так называемой «высокой» и «низкой» литературой.

Мало кто знает, что по основному роду деятельности Алексей Поляринов — дизайнер аквариумов. Как говорит сам писатель, с рыбами ему комфортно, они молчат и не мешают ему в рабочее время обдумывать новые романы.

Анафем (Нил Стивенсон)

И завершает десятку лучших современная научно-фантастическая книга «Анафем», написанная американским писателем Нилом Стивенсоном в 2008 году.

Арб – далёкая и загадочная планета, походящая на Землю. Здесь живут люди, поклоняющиеся науке. Науке, которая полностью заменила религию и сумела расколоть общество на два непримиримых лагеря. Хранители науки – монахи, которые некогда были учёными. Они когда-то работали и творили на благо прогресса, но их труд привёл к чему-то ужасному. Теперь монахи живут в обители, закрывшись от внешнего, светского мира. Их жизнь проста, спокойна и размерена, но раз в десять лет наступает особая дата – день, когда две стороны могут поменяться местами. Монахи увидят внешний мир, а светские люди смогут приобщиться к монашескому быту и мировоззрению. Однажды такая перемена привела к ужасающим последствиям, и теперь двум сторонам нужно объединиться, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу!

(оценок: 28
, среднее: 4,29
из 5)

В России литература имеет свое направление, отличающееся от любого другого. Русская душа загадочна и непонятна. Жанр отражает в себе и Европу, и Азию, поэтому лучшие классические русские произведения необыкновенны, поражают душевностью и жизненностью.

Главное действующее лицо — душа

Для человека не важно положение в обществе, количество денег, ему важно найти себя и свое место в этой жизни, найти истину и душевное равновесие

Книги русской литературы объединены чертами писателя, владеющим даром великого Слова, полностью посвятившим себя этому искусству литературы. Лучшие классики видели жизнь не плоско, а многогранно. Они писали о жизни не случайных судеб, а выражающих бытие в его самых уникальных проявлениях.

Русские классики настолько разные, с разными судьбами, но объединяет их то, что литература признана школой жизни, способом изучения и развития России.

Русская классическая литература создавалась лучшими писателями из разных уголков России

Очень важно то, где родился автор, ведь этого зависит его становление как личности, его развитие, а также это влияет на писательское мастерство. Пушкин, Лермонтов, Достоевский родились в Москве, Чернышевкий в Саратове, Щедрин в Твери

Полтавщина на Украине — родина Гоголя, Подольская губерния – Некрасова, Таганрог – Чехова.

Три великих классика, Толстой, Тургенев и Достоевский, были абсолютно непохожими друг на друга людьми, имели разные судьбы, сложные характеры и великие дарования. Они сделали огромный вклад в развитие литературы, написав свои лучшие произведения, которые до сих пор будоражат сердца и души читателей. Эти книги должен прочитать каждый.

Еще одно важное отличие книг русской классики – высмеивание недостатков человека и его образа жизни. Сатира и юмор – главные черты произведений

Однако многие критики говорили о том, что это все клевета. И лишь настоящие ценители видели, насколько персонажи одновременно и комичны, и трагичны. Такие книги всегда цепляют за душу.

Представляем вашему вниманию 100 лучших книг русской классики. В полный список книг вошли самые лучшие и запоминающиеся произведения русских писателей. Данная литература известна каждому и признана критиками со всего мира.

Конечно, наш список книг топ 100 – всего лишь небольшая часть, собравшая в себя лучшие работы великих классиков. Его можно продолжать очень долго.

Сто книг, которые должен прочитать каждый, чтобы понять не только то, как раньше жили, какие были ценности, традиции, приоритеты в жизни, к чему стремились, а узнать в целом, как устроен наш мир, насколько светлой и чистой может быть душа и как она ценна для человека, для становления его личности.

В список топ 100 вошли самые лучшие и самые известные работы русских классиков. Сюжет многих из них известен еще со школьной скамьи. Однако, некоторые книги трудно понять в юном возрасте, для этого нужна мудрость, которая приобретается с годами.

Конечно, список далеко не полный, его можно продолжать бесконечно. Читать такую литературу – одно удовольствие. Она не просто чему-то учит, она кардинально меняет жизни, помогает осознать простые вещи, которые мы порой даже не замечаем.

Надеемся, наш список книг классики русской литературы пришелся вам по душе. Возможно, вы уже что-то читали из него, а что-то нет. Отличный повод составить свой личный список книг, свой топ, которые вы бы хотели прочитать.

4. Белая гвардия, Михаил Булгаков

Нет ничего более разрушительного для страны, чем война в её границах. Открытая вооружённая борьба между жителями некогда единого государства отражается на жизни каждого гражданина, вынуждая его совершать выбор, к которому невозможно оказаться готовым. Гражданская война застаёт интеллигентную семью Турбиных в Киеве. Герои становятся свидетелями того, как привычная реальность ежедневно меняется, требуя от них активных действий на каждом шагу. Кто-то предпочитает смириться и пассивно наблюдать, как всё, что некогда представляло огромную ценность, превращается в пыль и грязь под ногами. Иные осмеливаются вступить в противостояние и отстаивать любым способом право на жизнь, любовь, естественное проявление справедливости и свободы.

«Зулейха открывает глаза», Гузель Яхина

Имя Гузель Яхиной, лауреата премий «Большая книга» и «Ясная поляна», в последнее время стало одним из самых громких в современной российской литературе. Писательница из Казани исследует исторические темы, которые ранее замалчивались: раскулачивание, продразверстка, голод в Поволжье, унесший миллионы жизней. В 2018 году Яхина выпустила свой первый роман «Зулейха открывает глаза» о девушке из татарской деревни, которую вместе с другими раскулаченными переселенцами отправляют в Сибирь. Несмотря на потери, лишения и несвободу, все происходящее становится для Зулейхи началом новой жизни и даже глотком свежего воздуха. Здесь помимо исторического материала еще и философский вопрос — а всегда ли горе означает худший вариант развития событий? Иногда несчастье — повод открыть глаза.

Писатели Москвы

Современные писатели (русские) не перестают удивлять своими интересными произведениями. Отдельно следует выделить писателей Москвы и Московской области, которые входят в различные союзы.

Их сочинения превосходны. Только должно пройти определенное время, для того чтобы выделить настоящие шедевры. Ведь время — это самый строгий критик, который невозможно ничем подкупить.

Выделим наиболее популярных.

Поэты: Авелина Абарели, Петр Акаемов, Евгений Антошкин, Владимир Бояринов, Евгения Браганцева, Анатолий Ветров, Андрей Вознесенский, Александр Жуков, Ольга Журавлева, Игорь Иртеньев, Римма Казакова, Елена Канунова, Константин Коледин, Евгений Медведев, Михаил Михалков, Григорий Осипов и многие другие.

Драматурги: Мария Арбатова, Елена Исаева и др.

Прозаики: Эдуард Алексеев, Игорь Блудилин, Евгений Бузни, Генрих Гацура, Андрей Дубовой, Егор Иванов, Эдуард Клыгуль, Юрий Коноплянников, Владимир Крупин, Ирина Лобко-Лобановская и другие.

Сатирики: Задорнов.

Современные русские писатели Москвы и Московской области создали: замечательные произведения для детей, большое количество стихов, прозу, басни, детективы, фантастику, юмористические рассказы и многое другое.

«Наполеонов обоз. Книга 1. Рябиновый клин», Дина Рубина

Дина Рубина известна читателям еще с 1970-х годов, когда в журнале «Юность» публиковались ее первые произведения. Повесть о нежной любви «Когда же пойдет снег?» стала для Рубиной знаковой, а спектакль по ней много лет шел на сцене московского ТЮЗа. Самый масштабный роман писательницы – «Наполеонов обоз». Это история любви главных героев Надежды и Аристарха, которая внезапно оказывается связанной с войной 1812 года и самим Наполеоном. Выдумка переплетается с малоизвестными историческими фактами, жанры тоже смешиваются — тут и драма, и детектив, и приключенческая проза… Все это читается на одном дыхании — Рубина умеет увлечь читателя.

Захар Прилепин

Этого автора смело можно назвать феноменом современной русской литературы. Начав с рассказов о Чеченской войне, в которой участвовал сам, Прилепин стал мастером реалистического романа, положив начало современной русской военной прозе.

Биография:

Ещё до института Захара Прилепина забрали армию, после которой прошёл обучение в школе милиции и служил в ОМОНе. Одновременно с этим будущий писатель обучался на филологическом факультете НГУ им. Лобачевского, но ещё до окончания института был отправлен в Чечню. По возвращении, Прилепин завершил обучение и оставил службу, устроившись на работу журналистом.

Первые произведения автора публиковались в газетах и журналах и быстро стали популярными. В 2014г. его включили в список ста людей года по версии журнала «Русский репортёр». Сегодня Захар Прилепин – один из самых обсуждаемых и противоречивых писателей и общественных деятелей. Его участие в конфликте на Украине и поддержка Крымских событий вызвали резкую реакцию в обществе. Награждён «За проявленное мужество» Крестом Добровольцев Донбасса.

С чего начинать:

Если вы хотите плавно познакомиться не только с Прилепиным-автором, но и с Прилепиным-человеком, лучше начать с романа о Чечне «Патологии» и сборника рассказов «Ботинки, полные горячей водкой». Если же вы хотите сразу понять всю силу слога Прилепина и ознакомиться с самой сильной на сегодняшней день прозой его библиографии, начните с полновесного романа «Обитель».

Александр Сумароков

Русский неоклассический поэт и драматург Александр Петрович Сумароков (1717-1777). Ещё являлся режиссером первого царского театра в Санкт-Петербурге (1756-61). Александр Петрович автор нескольких комедий и девять трагедий, в том числе адаптации трагедии Гамлет (1748).

Под влиянием французской неоклассической драмы Сумароков трансплантировал конвенции французского театра в драмы, посвященные истории России. Это принесло ему лестные отзывы зрителей. В своих трагедиях, которые обычно имели счастливый конец, он изображал конфликты между любовью и долгом; его комедии были сатирами на невежество и провинциализм. Его лирическая поэзия до сих пор читается, хотя его пьес нет в репертуарах театров.

Высокий мыслящих аристократ, он взял на себя обязанности дворянства серьезно и опубликовал журнал, «Трудолюбивые пчелы» (1759), в которой он подвергает критике чиновников за злоупотребление крепостным правом. Он вышел на пенсию в Москве, когда потерял благосклонность Екатерины II и умер в бедности.

Александр Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин был основателем русской литературной поэзии в эпоху золотой поэзии в России. Он представил жанр романтической поэзии и романов. Его первое стихотворение было опубликовано, когда он был только подростком, и вскоре он стал известным по всей России.

Его важно литературной работой был поэтический роман, Евгений Онегин. Среди прозы , “Капитанская дочка”, драма «Борис Годунов» (1825), роман «Дубровский» (1833), повесть «Пиковая дама»

Его пьесы ставят театры мира до сих пор “Скупой рыцарь”, “Пир во время чумы”, “Борис Годунов”, “Моцарт и Сальери” “Каменный гость”, “Русалка” “Сцены из рыцарских времен”. Великолепные сказки Пушкина не знают себе равных по певучему поэтическому слогу и уникальным сюжетам: «Руслан и Людмила» (1820), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1834), «Сказка о царе Салтане» (1831), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834).

На сказках Александра Сергеевича Пушкина выросло не одно поколение страны. Пушкиным написано сотни стихотворений, которые знает каждый россиянин со школьной скамьи.

Связанные страницы:

  • Великие русские поэтессы ХХ века
  • 10 причин, почему Александр Пушкин такой великий русский писатель

Будучи ярым дуэлянтом, он умер героической жизнью, скончавшись от ран на дуэли с Жоржем-Шарлем Дантесом, который делал жене Пушкина знаки внимания.

Иван Сергеевич Тургенев

Великий русский писатель и пропагандист русской литературы второй половины XIX века, оказавший огромное влияние на поэтику, родился 9 ноября 1818 года в городе Орле. Он был из рода древних тульских дворян. Первоначально Тургенев хотел стать поэтом (в 1834 году даже написал стих «Стена»), однако впоследствии перешёл на рассказы, пьесы, романы и повести.

К самым известным пьесам классика относятся «Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне» и «Нахлебник». Сам Иван Сергеевич считал себя последователем Гоголя-драматурга. Писателю принадлежит приоритет в создании нового типажа в русской литературе — «лишние люди», хоть у многих поэтов и писателей имеются свои примеры ненужных людей (Чацкий, Печорин, Онегин и т. д. ).

Ключевым произведением Тургенева является роман «Отцы и дети», ставший знаковым в своё время и отразивший драму между поколениями. Среди знаменитых рассказов и повестей особо выделяются «Записки охотников», «Муму», «Певцы», «Бирюк» и «Ася».

У писателя сформировался интересный женский типаж, получивший название «тургеневская девушка». Она самоотверженная, нравственно чистая, сильная, тонко чувствующая и замкнутая барышня, которая выросла без пагубного влияния городской и светской жизни.

Когда я был настоящим (Том МакКарти)

Роман Тома МакКарти «Когда я был настоящим» продолжает наш топ 10 лучших современных книг.

Внезапная катастрофа изменила жизнь молодого человека, перечеркнув его прошлое. Он оказывается в длительной коме, из которой ему, к счастью, удаётся выбраться. Но столь долгий процесс не прошёл бесследно: теперь ему нужно учиться жить заново. Ходить, двигаться, работать руками и говорить. Вся прошлая жизнь приходит в виде расплывчатых воспоминаний, а герой бесконечно желает вернуть себя прежнего. Более того, некая крупная корпорация готова платить ему огромные деньги, чтобы оставить в тайне причину случившегося происшествия. Как они связаны? Что случилось в тот день? И как стать полностью прежним?

Направления, жанры и современные писатели

Русские писатели нынешнего века предпочитают разрабатывать новые литературные формы, совершенно непохожие на западные. В последние несколько десятилетий их творчество представлено четырьмя направлениями: постмодернизм, модернизм, реализм и постреализм. Приставка «пост» говорит сама за себя — читатель должен ожидать нечто новое, что последовало на смену старым устоям. В таблице демонстрируются различные направления в литературе нынешнего столетия, а также книги наиболее ярких нн представителей.

Жанры, произведения и современные писатели 21 века России

Постмодернизм

Соц-арт: В. Пелевин — «Омон-Ра», М. Кононов — «Голая пионерка»;

Примитивизм: О. Григорьев — «Витамин роста»;

Концептуализм: В. Некрасов;

Пост-постмодернизм: О. Шишкин — «Анна Каренина 2»; Е. Водолазкин — «Лавр».

Модернизм

Неофутуризм: В. Соснора — «Флейта и прозаизмы», А. Вознесенский — «Россия воскресе»;

Неопримитивизм: Г. Сапгир — «Новое Лианозово», В. Николаев — «Азбука абсурда»;

Абсурдизм: Л. Петрушевская — «Опять 25», С. Шуляк — «Следствие».

Реализм

Современный политический роман: А. Звягинцев — «Естественный отбор», А. Волос — «Камикадзе»;

Сатирическая проза: М. Жванецкий — «Испытание деньгами», Е. Гришковец;

Эротическая проза: Н. Клемантович — «Дорога в Рим», Э. Лимонов — «Смерть в Венеции»;

Социально-психологическая драма и комедия: Л. Разумовская — «Страсти на подмосковной даче», Л. Улицкая — «Русское варенье»;

Метафизический реализм: Е. Шварц — «Дикопись последнего времени», А. Ким — «Онлирия»;

Метафизический идеализм: Ю. Мамлеев — «Россия вечная», К. Кедров — «Inside out».

Постреализм

Женская проза: Л. Улицкая, Т. Саломатина, Д. Рубина;

Новая военная проза: В. Маканин — «Асан», З. Прилепин, Р. Сенчин;

Молодежная проза: С. Минаев, И. Иванов — «Географ глобус пропил»;

Проза non-fiction: С. Шаргунов.

7. Человек-амфибия, Александр Беляев

«Человек-амфибия» — одна из лучших русских научно-фантастических книг, завоевавшая огромную популярность среди читателей советского общества и осталась эталоном соответствующего жанра в современном мире. В основе — удивительный эксперимент доктора Сальватора. Имевший изначально благородные цели спасения жизни умирающего ребёнка, хирургический опыт привёл к появлению человека с уникальной способностью дышать под водой. Море стало для Ихтиандра родной стихией, однако коварные люди решают использовать возможности героя в своих интересах. Любовная линия органично вписывается в сюжет и добавляет повествованию чувственности, провоцирует эмпатию. Борьба за жизнь и любовь, слившиеся в единый весомый повод противостоять злу, побудили талантливых советских режиссёров создать художественную картину, собравшую у экранов рекордное для того времени количество зрителей.

Владимир Набоков

Годы жизни: 22 апреля 1899 – 2 июля 1977.

Самые популярные произведения: «Лолита», «Защита Лужина», «Дар», «Машенька».

Произведения Набокова нельзя назвать традиционной классикой, их отличает неповторимый стиль. Его называют писателем-интеллектуалом, в его творчестве главная роль принадлежит воображению.

Писатель не придает значения реальным событиям, он хочет показать душевные переживания героев. Большинство его персонажей – непонятые гении, одинокие и страдающие.

Настоящим переворотом в литературе стал роман «Лолита». Изначально Набоков написал его на английском, но решил заняться переводом для русскоязычных читателей. Роман до сих пор считается эпатажным, даже несмотря на то, что современный человек не отличается пуританскими взглядами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мебелька
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: