Патинирование акриловыми красками. акриловая патина

Способы патинирования

Для того чтобы придать эстетический вид монетам, повысить цену при продаже, используют несколько способов нанесения патины.

Монета до и после нанесения патины

Патинирование медных монет можно осуществлять дома с помощью:

  • нашатырного спирта;
  • серной мази;
  • марганца и медного купороса;
  • гипосульфита натрия;
  • газовой плиты;
  • аммиака.

1) Если вы хотите придать медной монете приятный коричневый цвет, для патинирования можно использовать нашатырь. Для этого поместите монету в закрытую емкость с паром спирта, при этом монета не должны касаться жидкости. Для этого монету подвесьте или поместить так, чтобы все ее стороны могли покрыться ровной пленкой. Закрытый контейнер нагревать нельзя, так как может образоваться конденсат, что приведет к неровному патинированию. На пару монету оставляйте всего на несколько минут, не передерживайте.

2) Для того чтобы придать монетам темно-коричневый цвет, нанесите на нее серную мазь, тщательно втирая. Но делайте это под водой. Когда монета начнет немного темнеть, вынимайте ее из воды. Хорошо высушите салфеткой, так как если не убрать все серную мазь, то монета может почернеть. После всех процедур оставьте ее на два дня в покое, после чего отполируйте вазелиновым маслом.

3) Нанесение патины на медные монеты с помощью марганца или медного купороса является хорошим способом, чтобы получить светлый или темный коричневый цвет. Для этого сделайте раствор из половины литра воды, трех грамм марганца, 30 грамм купороса. Нагрейте его до 90 градусов, положите в раствор монеты минут на пять, но через каждую минуту переворачивайте их на другой бок. Выньте, посмотрите цвет, если бледноватый, положите еще. После того как вы добились нужного оттенка, тщательно протрите монету пальцами.

4) Для получения бронзового цвета используйте гипосульфит натрия. Опустите в него монету на несколько секунд и хорошо протрите салфеткой.

5) Медную монету можно нагреть на газу. Держите монету с помощью зажима и разогревайте ее до золотистого цвета, после чего смажьте детским кремом с помощью пальцев. Монета покроется светло-коричневой пленкой.

6) Еще один способ получить светло-коричневую патину более сложный. Для этого понадобится нейтрализатор ржавчины и кусочки меди. Ждем, пока цвет меди станет синевато-зеленым, после чего вытаскиваем ее из нейтрализатора и кладем в туда монеты. Промойте монету водой и нанесите серную мазь.

7) Можно патинировать монету с помощью аммиака. Для этого возьмите емкость, налейте на дно аммиак. Поставьте стакан или рюмку, положите сверху ватный диск, на него — монету. Монета не должна касаться аммиака, она патинируется на парах. Емкость обязательно закрывайте. Через пятнадцать минут переверните монету на другую сторону.

Аммиак

Для того чтобы правильно наносить патину, нужна сноровка. После нескольких попыток вы уже будете знать, как добиться нужного эффекта. Патинированные монеты стоят дешевле, чем изделия с «родной» защитной пленкой, поэтому патинируйте монеты, только после того, как ее пленка уничтожена или повреждена.

Что такое патина и искусственное патинирование?


При приобретении светильников под старину, при покупке люстр и бра изготовленных из латуни, бронзы или другого сплава с присутствием меди, продавцы часто говорят: «Светильник патинирован, изделие покрыто патиной». Давайте разберемся, что такое патина, и какая она может быть. Патина — тонкий налет или пленка, которая образуется на медных сплавах, в том числе на сплавах бронзы и латуни. Патина бывает искусственная и естественная. Естественная патина — это оксидная пленка, которая образуется на цветном сплаве под воздействием окружающей среды. Естественную патину можно встретить на старинных памятниках, древних монетах, на раритетных изделиях из бронзы и латуни. Старинные изделия с естественной патиной можно увидеть в музеях или купить в комиссионных магазинах. В продаже попадаются предметы, которые полностью покрыты слоем патины, а также вещицы, которые частично очищены от патины. Частичная очистка придает изделиям неподдельной красоты и глубины линий.


Искусственную патину образуют на поверхностях различных изделий, для придания им старинного, раритетного облика. Искусственная патина образуется при воздействии на металл различными растворами, в которых содержатся окислители. Сегодня можно встретить люстры и светильники, подсвечники и настольные лампы из латуни, которые с помощью патинирования искусственно состарены. Патинирование придает изделиям благородный старинный облик, делает светильники и люстры более ценными в глазах созерцателя. Подобные источники света будут уместны в различных классических интерьерах.


После патинирования, то есть окисления поверхности, появления оксидной пленки, изделие может быть подвергнуто механической зачистке. Зачистка уберет лишний окисел на металле с доступных для абразивов мест. Окисел останется только в углублениях на узорах, на различных сгибах. От силы зачистки и абразивных материалов, которые применяются при ошкуривании оксидной пленки, зависит конечный вид изделия. Можно встретить латунные люстры, где патины очень мало и она встречается только в углублениях рельефов светильника. Узоры таких изделий выглядят более четкими и глубокими, чем они есть на самом деле. Кроме того, встречаются светильники полностью покрытие патиной, в которой кое-где виден блестящий металл. Такие люстры и светильники почти не подвергаются механической обработке после воздействия окислителя. После придания поверхности необходимого вида, ее покрывают лаком, дабы предотвратить дальнейшие окисление металла под воздействием окружающей среды. Как правило, подобные изделия стоят дорого. Лидеры по производству таких раритетов — Италия и Испания. Искусственная и настоящая патина может быть разного цвета. Встречается черная патина, серая, зеленая, коричневая, красная патина. Кроме озвученных цветов, есть и другие, но они редко встречаются. Цвет патины зависит не только от состава медного сплава, но и от окислителя, который воздействует на этот сплав.

Некоторые производители светильников и люстр заявляют, что их изделие патинировано, покрыто патиной. Но при производстве чаще всего применяется обычная краска, которая имитирует патину. После нанесения красящего раствора изделие покрывают лаком. Под лаком трудней отличить настоящую патину от краски. Патинированное изделие из латуни, меди или бронзы — по определению не может стоить дешево

Если Вы не металловед, не разбираетесь в патине, то обращайте внимание на цену. Покупайте подвесные люстры с плафонами и бра от известных и зарекомендовавших себя производителей

Виды составов

Битумный лак или патина используются для нанесения на резные узоры изделия. После чего его втирают вглубь резьбы, а затем остатки стирают с поверхности мягким материалом. Оставшаяся в углублениях патина придает узору благородный затемненный оттенок старины. Для того чтобы добиться более насыщенного темного цвета, нужно увеличить количество втираемого лака.

Шеллачный лак – состав, содержащий в себе специальную смолу и спирт. Лак придает изделию красно-оранжевый тон. Зачастую его применяют при патинировании дерева с золотым или бронзовым покрытием. С его помощью прекрасно подчеркивается текстура древесины, придавая гарнитуру вид обветшалости. Разводя лак, можно изменить тон окрашивания от темного к более светлому.

Патина из акрила – самый простой способ состаривания изделия акриловыми красками. Смесь намеренно небрежно проливается на изделие, а затем затирается в резьбу специальной щеткой. Цвет акрила можно выбрать самостоятельно, в соответствии с декором всего помещения. Оригинально смотрятся изделия терракотового цвета, покрытые золотой патиной, или дерево черного оттенка и серебро.

Восковая патина – это краска, содержащая в своем составе воск, разбавленный водой. Используется в основном для состаривания и затирания трещин в кракелюре и на рельефных рисунках.

Патинирование мебели своими руками

Для патинирования мебели требуется не только наличие необходимых материалов и инструмента, но и тщательность, аккуратность и кропотливость в проведении работ. Сам процесс занимает достаточно длительное время, которое объясняется не трудоемкостью отдельных операций, а их поэтапным выполнением, при котором каждой последующей процедуре, должно предшествовать полное выполнение предыдущей операции.

Перед началом процесса, сложные мебельные изделия – шкафы, комоды, столы с ящиками необходимо частично разобрать – снять дверки, выдвинуть и разместить отдельно ящики. После этого с отдельных элементов снимается вся металлическая фурнитура – петли, ручки, замки, для которых требуется отдельная технология «состаривания» металла. Последовательность патинирования деревянных деталей и мебельных поверхностей следующая:

  • предварительно с деревянной поверхности устраняют все дефекты зашлифовывая ее наждачной бумагой, после чего дерево тщательно очищают от остатков пыли;
  • поверхность грунтуют специальной грунтовкой (входящей в набор для антикварной реставрации) и просушивают в течении суток;
  • наносят первый, основной слой патинировочной краски, не допуская ее подтеков, и сутки просушивают его;
  • второй слой наносят мелкими штрихами кисти в разных направлениях – при образовании излишков патинировочного, красящего состава их растирают поролоновым тампоном;
  • не дав второму слою полностью схватиться его растирают сухой тряпкой;
  • после высыхания, при наличии «затертостей» их устраняют путем местного подкрашивания, которое также растираю сухой тряпкой;
  • после полного высыхания на поверхность наносят финишный слой лака.

При патинировании деревянных изделий необходимо использовать специальные «жирные лаки», которые имеют янтарный цвет с фиолетово-бордовым отливом. Эти лакокрасочные материалы создают на поверхности достаточно прочную, гладкую пленку, надежно защищающую дерево от неблагоприятных внешних воздействий.

Патинируем шкаф

Патинирование может выглядеть как окрашивание с дальнейшей обработкой, после которой цветом выделяется натуральный рисунок дерева. Также изделиям придают потертый состаренный вид. Соответственно, последний вид декора выглядит как истертость краски на наиболее выпуклых деталях. В качестве оттеняющего красителя может быть краска любого цвета, в том числе с вкраплениями золота, серебра и бронзы. Пастельные синие, зеленые, розовые, коричневые тона больше всего подходят для отделки мебели деревенского стиля, так называемого шебби-шика.

У вас есть старый шкаф интересной формы или новый, но слишком простого внешнего вида – добавьте ему истории, респектабельности. Если вы еще не знаете, как сделать патину на мебели своими руками, следуйте нашей инструкции.

Инструменты и материалы

Вам понадобятся:

  • Деревянный шкаф, который вы будете декорировать.
  • Грунтовка поможет увеличить адгезивные свойства декорируемой деревянной поверхности.
  • Краска – основной декоративный материал. Выбирайте цвет, который будет лучше сочетаться с интерьером или же оттенять его.
  • Патина – второй слой краски. В результате обработки его останется немного. Поэтому не бойтесь использовать бронзовые или золотые оттенки.
  • Лак станет финишным защитным покрытием. Если вы хотите, чтобы ваш шкаф действительно получился с налетом старины, используйте матовый лак, а не глянцевый.

Так как декоративные работы будут проводиться дома, выбирайте наиболее безопасные краски и лаки. Рассмотрите акриловые составы специальных средств на водной основе. Среди их достоинств: экологическая безопасность, хорошая стойкость, легкость в работе, большой выбор оттенков.

Кроме того, подготовьте:

  • Наждачную бумагу для шлифовки древесной поверхности.
  • Несколько кистей для нанесения патины, краски, лака.
  • Сухую ветошь, которой следует затирать верхний слой краски для получения желаемого эффекта.

https://youtube.com/watch?v=qX93dMJiO08

Описание процесса работы

В первую очередь мелкой наждачной бумагой тщательно шлифуем поверхность изделия

Наибольшее внимание уделите дверцам, так как они являются «лицом» шкафа. Если на древесине осталось старое лаковое покрытие, его следует полностью удалить

При этом старайтесь не повредить рисунок дерева.
Затем старательно убираем с оформляемой поверхности шкафа образовавшуюся после шлифовки пыль.
Валиком или кисточкой нанесите грунтовку на поверхности. Это средство повысит качество древесины, образует тонкий слой полимера, который создаст благоприятные условия для сцепления поверхности и лакокрасочных материалов.

Аккуратно покройте древесину выбранной вами краской (в нашем случае еще одним слоем морилки). Оставьте на 12-24 часа для полного высыхания.
Патиной выбранного вами цвета окрасьте ровные (не выступающие) участки шкафа

Уделите внимание углублениям (например, филенке). Если вы выбрали металлические краски (золото или бронзу), не переусердствуйте с ее нанесением

Мебель должна быть элегантно состаренной, а не блестеть, как начищенный самовар.

Не окрашивайте патиной места, с которыми часто контактирует человек в процессе использования. Декор в таких местах очень скоро сотрется.

  1. Когда патина станет подсыхать, возьмите сухую ветошь и ею старательно затирайте верхний слой. Это кропотливая работа, которая требует аккуратности и терпения.
  2. После окончательного затирания, чтобы декоративные акценты сохранились, покройте шкаф слоем акрилового лака. Во время работы делайте легкие движения мягкой кисточкой. Не проводите дважды в одном месте: патина может смазаться. Еще неплохой вариант – использовать лак-спрей.

Дополните сделанный вами шкаф еще несколькими предметами в подобном стиле, например, зеркалом, тумбочкой. Ваша комната сразу преобразиться – интерьер станет мягче, спокойней.

Разновидности патины

Патина различается оттенками и декоративным эффектом. Выбор конкретного ее вида зависит от стиля кухни, цветового оформления стен, пола, текстиля и прочих составляющих, от основного тона самого гарнитура.

Золотистая и серебристая патина

Патинирование в цвета золота и серебра считается классическим вариантом, при этом самым распространенным. Металлический налет удачно подходит к белой и черной кухне, а также мебели, выполненной в тонах светлого дерева. Сверху золотую и серебряную патину рекомендуется покрывать матовым лаком, тогда она смотрится еще выигрышнее.

Контрастная патина

Контрастность поможет изящно подчеркнуть резные узоры на деревянных фасадах мебели. Обычно гарнитур делают более светлого оттенка, а налет старины на фасадах — насыщенным по цвету. Чаще всего затемняют рамки, уголки, стыки деталей.

Кракелюр (кракле)

Данный вариант патинирования прекрасно подходит для стилей кантри, прованс, шебби-шик. Для осуществления техники применяется специальный кракелюрный лак, который после высыхания создает сеть мелких трещинок, а поверхность напоминает старинную краску.

Разновидности составов и консистенции

Ранее для искусственного состаривания, придающего мебели благородный антикварный вид, применяли механическое воздействие. Предметы интерьера выдерживали в помещениях с повышенной влажностью, терли и царапали. Новаторские методы позволяют достичь необходимого эффекта в кратчайшие сроки и различными способами.

Патина для дерева в зависимости от консистенции может быть следующих типов:

Густая. Пастообразные составы, базовый и финишный, окисляющие обрабатываемую поверхность с эффектом позолоты или ржавчины.
Жидкая. Лаки, которые часто используют в качестве финишного покрытия для получения желтого оттенка.
Красители. Патинирование акриловыми красками используют для рельефной и резной мебели из натурального дерева, МДФ и ДСП. Морилка подходит только для натуральной древесины.

Морилка

Самый простой и доступный способ, как сделать патину на дереве, – обработка морилкой. Она глубоко проникает в древесину и защищает ее от влаги, УФ-лучей, плесени, вредителей. Разновидности:

  1. Водяная морилка не нуждается в растворителе. Такое покрытие имеет дополнительный эффект, ведь волокна древесины после обработки поднимаются, структура материала становится более видной. Состав позволяет придать изделию оттенок ценных пород дерева.
  2. Спиртовая морилка представляет собой раствор анилинового красителя в этаноле. Помимо декоративной, покрытие выполняет антисептическую функцию. Состав слишком быстро высыхает, поэтому его используют для небольших поверхностей или наносят с помощью пульверизатора.
  3. Масляная морилка представляет собой красящие пигменты, растворенные в льняном масле. Вещество равномерно покрывает древесину, не поднимает волокон, но подчеркивает рисунок натурального дерева. Разводится уайт-спиритом.

Морилки могут иметь разные цвета. С их помощью удастся сымитировать серый или зеленоватый налет, появляющийся на поверхности старого дерева. Их не применяют для обработки МДФ и ДСП, не сочетают с серебрением и позолотой, кракелюром.

Воск

В качестве финишного покрытия популярностью пользуются восковая патина на водной основе в виде пасты и финишный винтажный воск. Краски на основе воска медленно высыхают, удобно растираются. Их используют для обработки рельефных и текстурированных плит, трещинок-кракле для получения эффекта позолоты, серебрения, бронзового покрытия.

Восковые пасты изготавливают путем смешивания натурального воска с металлическим пигментом. Они облают хорошей адгезией к дереву и пластику, которым ламинируют МДФ.

Бесцветный восковой состав оставляет на поверхности перламутровый отлив. С помощью воска ретушируют, реставрируют и декорируют старую мебель. Состав наносят хлопковой ветошью или кистью, втирают, а затем полируют тряпкой, убирая излишки. Высыхает восковое покрытие 24 часа.

Акрил

Акриловые краски для патинирования подходят для обработки натурального дерева, ламинированых листов МДФ или ДСП. Они представлены множеством оттенков с индивидуальными эффектами. Акриловые краски имитируют серую, бежевую, зеленую и голубую патину, ржавчину, потемнение, выгорание. Можно сделать патинирование акрилом всей плиты или только рельефных элементов декора, вензелей, рамок. С этой целью используют краску с эффектом позолоты или чернения.

Возможна обработка поверхности следующим способом. На всю площадь изделия или только на выступающие части наносят базовую краску выбранного цвета. Излишки убирают ветошью. При необходимости наносят еще один слой, местами растушевывают и дают полностью просохнуть. Наждачной бумагой создают потертости и фиксируют лаком.

Битум

Битум используют для старения, росписи, придания эффектов патине. Он состоит из бетонного полимера, скипидара или уайт-спирита. Битум может быть и на водной основе. Вещество имеет особую консистенцию, что сильно упрощает его нанесение. При желании можно получить не только тонкий налет позолоты, но и активное золочение. Можно затемнить черным или коричневым битумом углубления резьбы и вензелей. Вещество применимо в технике кракелюра.

Его наносят тампоном или кистью, сушат при комнатной температуре в течение 6 часов или с помощью фена. Затем покрывают шеллаком.

Патинировать на дереве допускается и с помощью битумного воска. Его используют в процессе золочения для приглушения блеска и придания позолоте ноток старины. Битум на основе воска наносят ватным тампоном. Высыхает в течение суток.

Виды и способы нанесения патины

Существует несколько технологий патинирования своими руками. Мы рассмотрим три наиболее распространенных способа:

  • применив способ интенсивной шлифовки, на выходе получим равномерно состаренную поверхность. Для этого необходимо после нанесения патины равномерными движениями при помощи металлической сетки для мытья посуды. Именно ее ячеистая структура создаст неповторимый равномерный эффект старения. Некоторые используют наждачную бумагу разной зернистости. Такой способ шлифовки могут позволить выбрать опытные мастера, учитывая сложности шлифования наждаком. При выборе цвета патины следует подбирать ее максимально контрастной. Полученный эффект будет в таком случае очень заметным;
  • способ выделения определенных сегментов фасада также очень популярен. Он будет весьма актуален для рамочных фасадов или поверхностей, подвергшихся фрезерованию. Суть метода очень простая: выбираем необходимый цвет патины (очень часто выбирают золочение или серебрение) и наносим ее кисточкой на необходимый участок. Излишки аккуратно вытираем губкой. После слегка шлифуем. Специалисты советуют использовать матовый лак, который идеально подойдет к золоту или серебру. Если применить глянец, то вместо «благородной старины» рискуем получить «цирковую афишу» с яркими неуместными в данном случае эффектами;
  • третий способ получил название «эффект кракле». Он не уступает в популярности первым двум вариантам. При патинировании поверхности таким способом на выходе получаем эффект трещин и отшелушивания покрытия. Этот метод можно комбинировать с любым из ранее описанным. Секрет заключается в нанесении специальных лаков на основу перед ее патинированием. Для начала наносится первый слой лака, а при его высыхании — второй. Оба компонента начинают взаимодействовать и создавать внутри лака микропоры и микротрещины. Более качественный эффект получится, если ускорить сушку слоев лака при помощи строительного фена. В образовавшиеся трещинки наносится патинирующий состав при помощи валика для получения индивидуальных рисунков или пульверизатором для однородной, равномерной картины. Стоит помнить, что после патинирования для закрепления эффекта кракле стоит немедленно нанести защитный слой лака.

Нанесение

Технология нанесения патины на металл и дерево очень различаются, так как акриловые и порошковые красители преследуют разные цели. Поэтому остановимся на каждом способе поподробнее.

Акриловая патина – для дерева

Специалисты называют данную технологию состаривания деревянных изделий – истирание. Заключается она в том, что на дерево сначала наносится слой краски, которая будет являться подложкой, или, если мы говорим о готовом изделии, то этот этап можно опустить.

Перед тем, как красить патиной, поверхность проходят металлической щёткой или крупной наждачной бумагой. Часть покрытия при этом стирается и проявляется структура дерева.

  • Далее, на поверхность густым слоем наносится акриловая патина нужного цвета. Ей нужно дать несколько минут, чтобы она проникла внутрь дерева, но не стоит забывать, что чем дольше пропитывается изделие, тем более тёмный получится цвет в итоге.
  • Теперь излишки краски вытираются мягкой ветошью или губкой. Та патина, что не успела впитаться в поры уйдёт, а волокна примут новый оттенок. Позже, когда изделие высохнет, можно добавить интенсивности цвета, добавив ещё один слой краски, или покрыть всё лаком для блеска.
  • Если технология нанесения и подготовки поверхности не совсем понятна, то можно посмотреть видео в этой статье, на котором подробно показаны все этапы.

Наиболее подходящие участки мебели для патинирования

Дачный авангард

Прежде чем приступить к самостоятельному нанесению патины на древесину, нужно потренироваться на каком-нибудь ненужном куске дерева и освоить саму технологию патинирования. Главным требованием в этом процессе является мера. Желательно не переусердствовать, так как деревянная поверхность будет смотреться наиболее привлекательно, если патина на древесину нанесена без излишества. Если краски много, структура дерева излишне пестрит и кажется, будто она вымазана. Патина древесины мебели обычно старит углы, кромки, ребра. Мастера советуют фурнитуру и ручки шкафов лучше не красить, краска в этих местах частого механического воздействия долго держаться не будет.

Наносить патину на древесину можно на мебель с различными оттенками. Классический стиль и прованс эффектно выглядит в белом цвете. Мебель спальни, кухни и гостиной, имеющие черный фасад, шикарно смотрятся с патиной в серебре. Мебель покрывается патиной в цвете, максимально приближенном к натуральному оттенку деревянных поверхностей: коричневому, золотистому, серебристому или молочно-белому. Они создают ощущение того, что мебель длительное время находилась под воздействием солнечных лучей и в связи с этим выгорела и немного потрепалась.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мебелька
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: