Советский транспортный самолет сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 «Мрия».
Ан-225 «Мрия»
Второе место в топ 10 самых больших самолетов мира. Справедливости ради, стоит сказать, что Ан-225 занимал пальму первенства, до появления в 2019г. Stratolaunch Model 351.
Для перевозки многоразового космического корабля «Буран» на космодром, а также транспортировки крупногабаритных частей челнока к месту сборки требовался очень большой самолет. Задача легла на плечи ОКБ Антонова. За основу был взят самолет Ан-124. Первоначально было решено строить два экземпляра. Но довести до конца осилили только 1, хоть и строили всем Советским Союзом. В проектировании и производстве машины участвовало огромное количество ученых, конструкторов, инженеров, летчиков и рабочих – сотни тысяч!
«Мрия» совершила первый полет 21 декабря 1988г. Сейчас самолет принадлежит Украине. Крупногабаритными перевозками занимается несколько раз в год. Во время боевых действий самолет уничтожен на аэродроме Гостомель в конце февраля 2022г.
Они уже рядом
Истребители F-35A Lightning II.
По мере обострения оперативной ситуации в Азово-Черноморском регионе и на украинском направлении, предшествующего началу спецоперации на Украине, данная информация исчезла как из новостного поля, так и из поля зрения экспертных кругов.
С началом операции внимание тех, кто хотел увидеть Су-57 в боевой обстановке, было приковано прежде всего к первому боевому крещению Су-57 на украинском театре военных действий (ТВД). Тема необходимости развёртывания эскадрильи Су-57 на белорусских авиабазах или аэродромах совместного базирования вновь всплыла в двадцатых числах июля, когда на 32-ю тактическую авиабазу Ласк (Lask AB) ВВС Польши были переброшены 12 американских многофункциональных истребителей пятого поколения F-22A Raptor для дальнейшего формирования 90-й экспедиционной истребительной эскадрильи
Тема необходимости развёртывания эскадрильи Су-57 на белорусских авиабазах или аэродромах совместного базирования вновь всплыла в двадцатых числах июля, когда на 32-ю тактическую авиабазу Ласк (Lask AB) ВВС Польши были переброшены 12 американских многофункциональных истребителей пятого поколения F-22A Raptor для дальнейшего формирования 90-й экспедиционной истребительной эскадрильи.
Первоочередной оперативно-тактической задачей, возложенной командованием ВВС США и ОВВС НАТО на данные эскадрильи, является формирование противовоздушного заслона в восточном секторе воздушного пространства Польши и стран Балтии. Они станут частью единой сетецентрической сети целераспределения с развёрнутыми ЗРК Patriot PAC-3MSE, польскими F-16C Block 52+. Компанию «рапторам» составят разворачиваемые на авиабазах Эмари и Шяуляй (на ротационной основе в рамках миссии Baltic Air Police) истребители EF-2000, Rafale, Mirage 2000-5, JAS-39C/D/E/F Gripen/-NG, F-35A и F-16C Block 50/52+.
В условиях обострения оперативно-стратегической обстановки на восточноевропейском ТВД командование ВВС США уже открыто заявляет, что ключевое назначение эскадрильи — прикрытие восточного стратегического воздушного направления ОВВС НАТО от вероятных действий боевой авиации и средств воздушно-космического нападения ВВС и ВМФ России.
Таким образом, единственной асимметричной контрмерой может стать развёртывание эквивалентной эскадрильи Су-57 на авиабазе Барановичи либо Мачулищи, вне радиуса действия ствольной артиллерии НАТО и управляемых реактивных снарядов M31A1 GMLRS.
В сложившейся ситуации вполне логично предположить, что в случае расширения эскалационного сценария на весь восточноевропейский ТВД с вовлечением стран — участниц НАТО именно между данными типами перспективных истребителей могут состояться первые дальние воздушные баталии.
Пятое место. Сухой Су-30
Ещё один представитель отечественной авиации. Эта модель истребителя входит в число наиболее надежных. Она прекрасно демонстрирует себя во время учений, но при этом широко используется и в других сферах. Например, с её помощью проводились тренировочные бои с Англией и Америкой, где Су-30 показывал полное превосходство.
Данный истребитель составляет костяк индийских ВВС. Он сыграл огромную роль в операции в Сирии, во многом именно благодаря ему она завершилась успешно. Не меньшее значение «Сухого» наблюдалось и при освобождении Пальмиры.
Однако не все так радужно. С данным самолетом происходили инциденты. За время своего существования их было девять, что является достаточно низким показателем. Однако инциденты были связаны с недостатком топлива и возгоранием двигателя, а не человеческим фактором.
«Илья Муромец»
На девятом месте топ-10 находится легендарный многомоторный самолет, созданный в России в канун Первой мировой войны. После ее начала «Илья Муромец» стал первым в мире тяжелым бомбардировщиком. На этом самолете установлены несколько рекордов дальности полета и грузоподъемности. «Илья Муромец» стал первым успешным проектом гениального киевлянина Игоря Сикорского.
Остальные страны-участницы Первой мировой войны быстро оценили успешный опыт России – вскоре тяжелые многомоторные бомбардировщики появились на вооружении Франции, Германии, Великобритании.
Игорь Сикорский не принял революцию и эмигрировал из России в США.
19.
1. Airbus A380 Superjumbo Jet (принц Аль-Валид ибн Талал) — $500 млн.
Пожалуй, самый дорогой частный самолёт принадлежит принцу Аль-Валид ибн Талал Аль Сауд. И в этом лайнере есть буквально всё: несколько спален с ванными комнатами, спортивный зал, гараж для роскошных автомобилей принца и даже комната для ястребов. Принц аль-Валид ибн Талал — член Саудовской королевской семьи, предприниматель и международный инвестор. Заработал своё состояние на инвестиционных проектах и покупке акций. В данный момент он занимает 22 строчку самых богатых людей мира. А журнал «Time magazine» дал ему прозвище — «аравийский Уоррен Баффетт».
В «пастельных» тонах
Что же касается отмеченного американскими экспертами режима LPI (Low Probability of Intercept — низкая вероятность перехвата и вскрытия местоположения), якобы позволяющего радарам APG-77 обнаруживать наши Су-35С и Су-57 посредством задействования низкоэнергетического широкополосного луча с низкой спектральной плотностью без вскрытия своего местоположения для станций предупреждения об облучении, то эффективен он лишь применительно к устаревшим СПО-15 «Берёза». Новые модификации СПО Л-150 «Пастель» истребителей Су-35С и Су-57 легко вскроют местоположение F-22A, радары которых будут функционировать в режиме LPI.
И это не говоря уже о наличии в архитектуре СУВ истребителей Су-57 более «дальнозорких» квантовых оптико-электронных прицельных комплексов, способных в пассивном режиме обнаруживать инфракрасное излучение реактивных струй из сопел двигателей F-22A на удалении 70–80 километров в переднюю полусферу и 120–130 километров — в заднюю.
Истребители СУ-35С.
Свои технические козыри имеются и у F-22A.
В первую очередь это уникальный пассивный комплекс радиотехнической разведки и предупреждения об облучении AN/ALR-94, представленный «умной обшивкой» с апертурой из более чем 30 распределённых по корпусу планера интерферометрических датчиков, пеленгующих радиоизлучающие средства противника и отправляющих их координаты и параметры электромагнитного сигнала в аппаратный блок комплекса.
Задействование соответствующего алгоритма в ходе анализа сигнала позволяет определить тип РЛС (в соответствии с цифровой базой известных шаблонов излучений), а также режим её работы на удалении до 450–500 километров, после чего может быть выдано целеуказание либо ракетам воздушного боя AIM-120D в режиме HOJ (наведения на источник помехи), либо планирующим управляемым авиабомбам семейства GBU-53B Small Diameter Bomb в случае с радиоизлучающими наземными целями.
Як-9
Як-9 стал самым массовым самолетом, который производился в 40-х годах на территории СССР. За это время советские конструкторы создали 22 модификации летательного аппарата, из которых 15 поступили в соответствующие армейские подразделения.
Такой популярности способствовало то, что Як-9 отличался простотой конструкции. Самолет состоял не только из алюминия: часть деталей изготавливалась из древесины. Як-9 после внесенных изменений стал способен противостоять немецким «Мессершмидтам». Но последние выигрывали схватки с советским самолетом на больших высотах.
За время производства Як-9 получил:
- 5 типов двигателей;
- 6 вариантов топливных баков;
- 7 видов вооружения;
- 2 варианта оборудования специального назначения.
Также советские войска использовали Як-9 с двумя разновидностями крыльев: смешанные и цельнометаллические.
Критерии для современных истребителей
Решающий шаг в военных действиях, как показывает практика войн в Корее, Афганистане, Вьетнаме, Ираке и других странах, является именно авиация. Для того чтобы определить, какой именно истребитель способен принести победу своей стране, требуется более детально рассмотреть эксплуатационные характеристики и особенности каждого из претендентов.
Понять, какой истребитель лучше, можно только при наблюдении реального столкновения между ними, но такое развитие событий маловероятно, так как в цивилизованном мире все проблемы и разногласия решаются мирным путём. Существует, конечно, ряд критериев, которые, по мнению экспертов, являются главными. Итак, важными особенностями самолётов являются:
- скорость истребителя;
- его выживаемость;
- набор вооружения;
- манёвренность в воздухе;
- защита от обнаружения;
- длина и продолжительность полёта.
Критерии, которыми должен обладать идеальный военный самолёт, постоянно меняются, так как каждая новая из моделей модифицируется и переоборудуется. К огромному сожалению, для того чтобы наработать опыт и понять, что именно нужно для создания мощного истребителя, приходится платить высокую цену — размером в человеческие жизни.
Вторым претендентом на звание лучшего мы определили Су-35С
Это боевая машина, которую большинство считает самой мощнейшей разработкой, относящейся к классу 4++.
Су-35С
Единственный фактор, который отделяет Су-35 от пятого поколения самолётов — это отсутствие технологии «Stealth». Но несмотря на это, истребитель включает несколько видов вооружения:
- управляемое ракетное бомбардирование по типу «воздух-земля»;
- неуправляемое ракетное;
- управляемое ракетное типа «воздух-воздух»;
- стрелково-пушечное бомбардирование;
- бомбовое.
Для того чтобы истребитель мог работать автономно и в экстремальных ситуациях, при которых отсутствует связь со спутниковыми навигационными системами, а пилот мог держать связь с наземными службами, он укомплектован инерциальной навигационной электронной системой БИНС-СП2. Особенностью этой модели, как отмечают эксперты, является его манёвренность. Он способен совершать разворот в горизонтальной плоскости без существенного снижения скорости полёта. Максимальная скорость на большой высоте составляет 2500 километров в час. Дальность полёта — 3600 километров.
Видео о самолёте «Су-35С»:
Силы равны?
Вывод следующий: в дуэльных ситуациях (в случае оснащения обоих типов машин дальнобойными ракетами воздушного боя AIM-120D и «Изделие 180», оснащёнными высокочувствительными АРГСН и двухрежимными двигателями, обеспечивающими эффективную дальность действия 140–160 километров при пуске из верхних слоёв тропосферы и нижних слоёв стратосферы) эскадрильи F-22A Raptor и Су-57 будут иметь примерно равные шансы на успешный исход дальнего воздушного боя, но с определёнными нюансами.
Истребитель F-22A Raptor.
Располагая вспомогательными антенными АФАР-модулями бокового обзора Н036Б-1-01Л и Н036Б-1-01Б, бортовые радиолокационные комплексы Н036Б «Белка» обеспечат пилотам Су-57 возможность продолжения сопровождения F-22A даже в момент выполнения противоракетного манёвра с изменением курса полёта на 90–120 градусов. Это происходит благодаря формированию специализированного «файла сопровождения», передающего координаты целей, выходящих за пределы 70-градусной зоны обзора основного полотна АФАР, на контроллеры управления боковыми полотнами активных ФАР с вышеуказанными индексами.
Более того, по целеуказанию как основного полотна АФАР, так и боковых АФАР-модулей комплекса «Белка» на перехват атакующих УРВБ AIM-120D могут быть запущены сверхманевренные ракеты воздушного боя РВВ-МД с интерцепторной системой отклонения вектора тяги, а также непосредственно «Изделия 180», адаптированные к перехвату ракет противника.
Между тем не стоит упускать тот факт, что боковые полотна АФАР обладают заметно меньшими апертурой и энергетическим потенциалом. Следовательно, сопровождение F-22A при выполнении противоракетного манёвра может быть реализовано на дистанции не более 50–70 километров. Если в этот момент американская машина будет находиться на удалении более 100 километров, вполне вероятен срыв её захвата радаром бокового обзора Н036Б-1-01Л и временная утрата экипажем Су-57 возможности сопровождения F-22A.
Истребитель F-22A Raptor.
Ещё одной уникальной особенностью бортовых АФАР-радаров Н036 «Белка» истребителей Су-57 и AN/APG-77 истребителей F-22A является возможность обнаружения и «захвата» атакующих ракет воздушного боя AIM-120D и «Изделие 180», обладающих собственной ЭПР около 0,05 квадратного метра. Другими словами, машины могут вести дальний воздушный бой, перехватывая не только друг друга, но и запущенные машиной противника ракеты воздушного боя.
Восьмое место. МиГ 35
Фраза «российское производство» может вызывать разнообразные мысли, но только если речь идет не о военной технике. Здесь страна зарекомендовала себя ещё со времен Советского союза. Что касается истребителя МиГ 35, он сумел попасть в рейтинги самых лучших ещё до того, как опытные образцы добрались до боевых действий.
Самолет должны начать использовать только с 2022 года, при этом в нем уже видны значительные улучшения, полученные силами отечественных инженеров.
Например:
- Истребитель куда экономнее расходует топливо,
- Имеет возможность автоматизированного управления на время прицеливания,
- Объем воздуха, продуцируемый кислородной станцией, был увеличен,
- Производство самолета обходится в три раза дешевле, чем аналоги у зарубежья.
В целом МиГ 35 отличается куда более комфортными условиями для работы пилота. Однако, так как модель ещё не введена в эксплуатацию, в ней остаются разнообразные огрехи в аппаратуре. Возможно, это связано с желанием Министерства Обороны пораньше предъявить истребитель для участия в тендерах.
Rafale
Является французским боевым самолётом, который может выполнять большой спектр задач на коротких и дальних от противника расстояниях, в том числе безупречно поражать своего противника и на море, и на земле.
Rafale
На разработку этого истребителя французское правительство выделило 3 миллиона евро. В марте 2007 года этот истребитель на вооружения взяло НАТО. Он оборудован двухконтурным турбореактивным двигателем. Развивает скорость 1900 километров в час, боевой радиус составляет 1800 километров.
Видео о самолёте «Rafale»:
Каждая война и воздушный боевой конфликт вводят свои правила и особенности ведения боевых действий, поэтому, читая характеристики всех вышеперечисленных воздушных боевиков, достаточно сложно с первого раза определить, кто является лидером среди них. Пока что первенство отдают F-22 raptor, но каждый из истребителей постоянно подвергается доработкам и обновлениям, поэтому топ-10 меняется очень быстро. На сегодня существует пять поколений воздушных машин, шестое поколение, которое будет обладать ещё большими инновациями, пока что находится на стадии разработки и полностью засекречено. Чем же удивит мир истребитель шестого поколения, нам остаётся только гадать.
Основные проблемы гиперзвуковых решений
Концепциям гиперзвуковых решений — много десятилетий. На протяжении всех лет разработки соответствующего типа аппаратов мировые инженеры решают ряд существенных проблем, объективно мешающих поставить выпуск «гиперзвука» на поток — подобно организации производства турбовинтовых самолетов.
Основная сложность в конструировании гиперзвуковых самолетов — создание двигателя, способного быть в достаточной мере энергоэффективным. Другая проблема — выстраивание необходимой тепловой защиты аппарата. Дело в том, что скорость гиперзвукового самолета в тех значениях, что мы рассмотрели выше, предполагает сильный нагрев корпуса за счет трения об атмосферу.
Сегодня мы рассмотрим несколько образцов удачных прототипов летательных аппаратов соответствующего типа, разработчики которых смогли значительно продвинуться вперед в части успешного решения отмеченных проблем. Изучим теперь наиболее известные мировые разработки в части создания гиперзвуковых летательных аппаратов рассматриваемого типа.
J-10
Также не должен быть обойдён вниманием, так как китайские авиаконструкторы постарались на славу. J-10
J-10
Этот истребитель называют «уткой» из-за его специфической конструкции. Горизонтальный руль истребителя перемещён больше вперёд и находится практически в передней части крыла. Когда пилоту требуется направить самолёт вверх, вместо привычного опускания хвоста компоновка самолёта поднимает его нос и этим самым увеличивает его скорость подъёма. Безхвостовая система J-10 при всех особенностях является аэродинамически неустойчивой, особенно если речь идёт о сверхзвуковых скоростях. Экипаж истребителя может состоять из одного или двух человек. Есть функция дозаправки в режиме полёта.
Видео о самолёте «J-10»:
Третье место. Сухой Су-35
Данный истребитель долгое время был чем-то вроде темной лошадки, так как технология его производства хранилась в сильной секретности. Это привело к тому, что многие потенциальные покупатели не решались инвестировать средства в столь, на первый взгляд, рискованный проект.
Всё изменилось, когда Су-35 продемонстрировал себя на деле
Истребители работали вместе с главными атакующими российскими силами ВКС, в результате чего многие обратили на них внимание. В будущем именно этот самолет составит костяк военной базы России в Сирии
По сути он является модернизацией модели Су-27. Об этом можно судить по одинаковому планеру. Однако это лишь доказывает, что российская техника для авиации отличается долговечностью и следует традициям.
F-22 Raptor
Начнём с разработки известной фирмы под названием Lockheed Martin — F-22 Raptor.
F-22 Raptor
Эта модель является самым дорогим истребителем во всём мире. Всего таких боевых машин произведено 145 штук. Это единственный в своём роде многоцелевой самолёт, который может развивать скорость без форсажа больше 1,5 маха. Укомплектован двумя двигателями, поэтому имеет большую выживаемость. Как говорится: «Кто быстрее противника обнаружил, тот и победил в схватке». Благодаря технологии «Stealth», которой оборудован истребитель, он менее заметен в воздухе.
Видео о самолёте «F-22 Raptor»:
13.
4. Trump’s Boeing 757 (Дональд Трамп) — $100 млн.
Что вы делаете, когда ваш самолёт становится вам не нужен? Вы продаёте его, конечно. Не каждый может купить построенный на заказ самолёт, но Дональд Трамп может. Конкретно этот экземпляр, с именем мирового магната на бортах, ранее принадлежал одному из сооснователей компании Microsoft — Полу Аллену. Внутри — роскошь и кич, в лучших традициях Трампа. Позолоченные пряжки ремней на сиденьях, 52-дюймовый телевизор, две спальни, даже раковины и краны в ванной комнате сделаны из золота. На борту могут расположиться 23 пассажиры и им, вне всяких сомнений, там будет очень комфортно.
Ту-144
Ту-144 — единственный советский сверхзвуковой пассажирский лайнер. Несмотря на свои уникальные характеристики, этот пассажирский самолет имел недолгую жизнь, став очередной дорогой игрушкой в идеологической войне СССР и запада. Поводом для разработок стал совместный англо-французский проект «Конкорд». Советское руководство желало любыми силами первым запустить столь амбициозный проект. В итоге Ту-144 совершил свой первый полет на два месяца раньше «Конкорда», который состоялся 31 декабря 1968 года, однако сверхзвуковой барьер он преодолел лишь спустя 6 месяцев. Доработка всех систем Ту-144 велась вплоть до 1977 года и опять же запуск рейсов был совершен не по техническим, а по идеологическим причинам. Конкорд уже как год совершал рейсы, а Советский Союз никак не мог доработать свою программу. Полеты начались в ноябре 1977 года, и проходили достаточно успешно. Руководство страны уже выносило планы рейсов в самые далекие уголки нашей необъятной страны, а так же выход на международные перевозки. Однако спустя семь месяцев на самолетах Ту-144 были прекращены все коммерческие рейсы. Основанием для этого послужили две причины: высокая себестоимость перевозок и катастрофа с модернизированным Ту-144Д, который являлся улучшенной версией Т-144, должен был потреблять в полтора раза меньше топлива и стать основным сверхзвуковым самолетом СССР. Ту-144 производился до середины 80-ых годов, однако его так и не смогли доработать до приемлемых показателей и он не вышел обратно на пассажирские перевозки, ограничиваясь спецрейсами. Всего было выпущено 16 экземпляров, в настоящее время все они или утилизированы или находятся в музеях.
- Максимальная Скорость, км/ч — 2500
- Практический потолок, м — 20000
- Практическая дальность, км — 3080
- Максимальная взлетная масса, кг — 195 000
- Максимальная полезная нагрузка, кг — 12 000
F-35 Lightning
Это боевая воздушная машина пятого поколения, которая оборудована одним двигателем Pratt&Whitney.
F-35 Lightning
Силовая установка для этой модели разрабатывалась сотрудниками компании Rolls-Royce. Есть три типа модификации истребителя F-35 Lightning:
- F-35A — стандартная разработка;
- F-35B — версия истребителя с вертикальной посадкой и существенно укороченным взлётом;
- F-35C — версия, предназначенная для палубного вида авиации, взлёт типа катапульта, посадка — аэрофинишёр.
Особенностью F-35 Lightning является уникальный шлем пилота. Он находится пока что на стадии разработки, но его функциональность просто поражает. Благодаря современным инновационным технологиям, пилот может видеть сквозь кабину истребителя даже в ночное время и в инфракрасном диапазоне. На визоры экипажа подаётся все самая необходимая информация навигации для ведения боя. Способен развивать скорость 1900 км в час.
Видео о самолёте «F-35 Lightning»:
Самый быстрый самолет в мире экспериментальный ракетоплан X-15 North American.
X-15 North American
И вот мы добрались до победителя в гонке на право называться самый быстрый самолет в мире. Им стал экспериментальный ракетоплан производства компании «North American Aviation» — X-15 North American. Создан для оценки возможности постройки суборбитального гиперзвукового бомбардировщика. Стал первейшим в мире пилотируемым летательным аппаратом, достигшим гиперзвуковой скорости.
Также читайте — «Топ 10 самых больших самолетов в мире».
X-15 совершил первый полет 8 июня 1959г. Конструктивно аппарат был лишен возможности самостоятельного взлета, поэтому для выполнения полета его закрепляли на внешней подвеске под «брюхо» самолета-носителя В-52. А вот садился он уже на собственное шасси, на дно соленого пересохшего озера. Но, не смотря на ошеломляющие показатели скорости и высоты, проект закрыли после катастрофы одного из трех опытных образцов в декабре 1970г. На сегодняшний день X-15 North American является самым быстрым пилотируемым летательным аппаратом в мире.
17.
2. Airbus A340-300 (Алишер Усманов) — $350 млн.
Когда вы покупаете частный самолёт за несколько сотен миллионов долларов, почему бы не потратить ещё денег, чтобы сделать его особенным? Именно так и поступил российский миллиардер Алишер Усманов. Сам по себе Airbus A340 оценивается в сумму около $238 млн. Однако, эксперты полагают, что после оработки по спецзаказу этот самолёт стоит все $350 млн. Этот огромный самолет способен пролететь без дополнительной заправки 14,5 тысяч км, приняв на борт до 375 пассажиров. Усманов решил назвать свой новый самолет в честь своего отца — Бурхан. Впрочем, только лишь им миллиардер не ограничился, он также приобрел суперяхту за 100 миллионов долларов и назвал её Дилбар, в честь матери.
15.
3. Boeing 747 (Джозеф Лау) — $153 млн.
Это один из самых известных коммерческих самолётов в мире. Онако, многие богатейшие люди планеты используют его в частных целях. Например, китайский инвестор и мульти-миллиардер Джозеф Лау владеет Боингом 747 стоимостью $153 млн. Одной из главных особенностей Боинга 747 является то, что это многоэтажный самолёт. Если вы когда-нибудь летали на таких, то знаете, что на верхнем этаже располагается бизнес-класс, а эконом сидит ниже. А теперь представьте, сколько всего интересного можно придумать в плане внутреннего пространства, если 747-й у вас в собственности. О том, что именно сделал Лау внутри своего самолёта, ничего не известно. Но, возможно, это выглядит как-то так.
Boeing B-17 Flying Fortress
Самым известным бомбардировщиком США тех лет считается, конечно же, Boeing B-17 «Летающая крепость». Четырехдвигательный, тяжёлый, обвешанный со всех сторон пулемётами бомбардировщик Boeing B-17 Flying Fortress породил немало героических и фанатических историй. С одной стороны, лётчики любили его за лёгкость в управлении и живучесть, с другой стороны потери среди этих бомбардировщиков были неприлично велики. В одном из вылетов, из 300 «Летающих крепостей» не вернулись 77. Почему? Тут можно упомянуть полную и беззащитность экипажа от огня спереди и повышенный риск возгорания. Однако главной проблемой стало убеждение американских генералов. В начале войны думали, что если бомбардировщиков много и они летят высоко, то можно обойтись без всякого эскорта. Истребители Люфтваффе опровергли это заблуждение. Уроки они давали суровые. Американцам и британцам приходилось учиться очень быстро, менять тактику, стратегию и конструкцию самолёта. Стратегические бомбардировщики внесли свой вклад в победу, но цена оказалась высокой. Треть «Летающих крепостей» не вернулась на аэродромы.
5
Проект «Аякс»
В числе наиболее примечательных проектов, связанных с разработкой гиперзвуковых самолетов, — «Аякс». Изучим его подробнее. Гиперзвуковой самолет «Аякс» — концептуальная разработка советских инженеров. В научной среде разговоры о ней начались еще в 80-е годы. В числе наиболее примечательных характеристик — наличие системы тепловой защиты, которая призвана защищать корпус от перегрева. Таким образом, разработчики аппарата «Аякс» предложили решение одной из «гиперзвуковых» проблем, обозначенных нами выше.
Традиционная схема тепловой защиты летательных машин предполагает размещение на корпусе особых материалов. Разработчики «Аякса» предложили иную концепцию, по которой предполагалось не защищать аппарат от внешнего нагрева, а впускать тепло внутрь машины, одновременно увеличивая ее энергоресурс. Основным конкурентом советского аппарат считался гиперзвуковой самолет «Аврора», создаваемый в США. Однако в связи с тем, что конструкторы из СССР существенно расширили возможности концепции, на новую разработку был возложен самый широкий круг задач, в частности, исследовательских. Можно сказать, что «Аякс» — гиперзвуковой многоцелевой самолет.
Рассмотрим более подробно технологические новшества, предложенные инженерами из СССР.
Итак, советские разработчики «Аякса» предложили использовать тепло, возникающее как результат трения корпуса самолета об атмосферу, преобразовывать в полезную энергию. Технически это могло быть реализовано посредством размещения на аппарате дополнительных оболочек. В результате формировалось что-то вроде второго корпуса. Его полость предполагалось заполнить неким катализатором, например, смесью горючего материала и воды. Теплоизолирующий слой, изготовленный из твердого материала, в «Аяксе» предполагалось заменить на жидкостный, который, с одной стороны, должен был защищать двигатель, с другой — способствовал бы каталитической реакции, которая, между тем, могла сопровождаться эндотермическим эффектом — перемещением тепла с наружной части корпуса внутрь. Теоретически охлаждение внешних частей аппараты могло быть каким угодно. Избыточное тепло, в свою очередь, предполагалось задействовать с целью повышения эффективности работы двигателя самолета. При этом данная технология позволяла бы генерировать вследствие реакции топлива и виды свободный водород.
В данный момент доступные широкой публике сведения о продолжении разработки «Аякса» отсутствуют, однако исследователи считают весьма перспективным внедрение советских концепций в практику.
МиГ-29
Страна: Россия, Скорость: 2450 км/ч
Это легкий и самый быстрый истребитель в мире 2021 в четвертом поколении и он фронтовой. Прозвали самолет «Точка опоры» и это очень интересное прозвище. Работы по его разработке начались в 1960 году, чтобы опередить F-15. Первый полет совершил в 1977, а в эксплуатацию вошел в 83-ем. Состоит на вооружении по сегодняшний день в России и возможно на Украине. Единица стоит 22 миллиона долларов.
Входящий в 10 самых быстрых истребителей в мире аппарат получил локатор «Топаз», а дополнительно кресла для катапультирования. При таком раскладе летчик мог запросто покинуть кабину даже при скорости в 1500 км/ч. В свое время даже иностранцы были поражены, какая скорость самого быстрого истребителя СССР и его управляемость, маневренность. Хорош самолет с любой стороны и создавался он для большого превосходства в воздухе. Сегодня наиболее популярен модернизированный вариант под названием МиГ-29М.
- Длина: 17,32 м
- Размах крыльев: 11,36 м
- Скорость: 2450 км/ч
- Взлетная масса: 18,48 тонн
- Потолок: 18 км
Шестое место. Дассо «Рафаль»
Для французской авиации именно этот самолет считается настоящим венцом мысли авиаконструкторов. Неизвестно, каких бы высот удалось добиться с помощью этого истребителя, если бы стоимость его производства не была настолько высока. Для нее требуются объекты точного машиностроения в огромном количестве.
Впервые «Рафаль» стал использоваться пятнадцать лет назад, во времена войны в Афганистане. Затем он прекрасно продемонстрировал свои способности против ливийской армии. Однако, если рассматривать более современные конфликты, истребитель использовался лишь несколько раз для нанесения ударов по Исламскому Государству на территории Ирака.
«Норт Америкэн Р-51 Мустанг» (North American P-51 Mustang)
Данный истребитель стал первым летательным аппаратом, получившим ламинарное крыло. Такая конфигурация давала американской модели дополнительную подъемную силу, что привело к снижению расхода горючего. Одновременно с этим ламинарное крыло повышало дальность полета.
«Мустанг» также выделялся на фоне истребителей Второй мировой войны тем, что в конструкцию летательного аппарата была заложена возможность установки дополнительных топливных баков. Это в сочетании с улучшенными высотными характеристиками сделало американскую модель оптимальной машиной для эскорта. По данному признаку «Мустанг» превосходил аналоги, которые выпускались до середины прошлого века.
Благодаря дополнительным топливным бакам данный самолет мог взлетать с аэропортов северной Англии, совершать налеты на Берлин и возвращаться обратно без дозаправки.
Летательный аппарат от North American
Еще один известный гиперзвуковой самолет — X-15, выпущенный компанией North American. Данный аппарат аналитики относят к экспериментальным.
Он оснащен ракетными двигателями, что дает повод некоторым экспертам не относить его, собственно, к классу самолетов. Однако наличие ракетных двигателей позволяет аппарату, в частности, совершать суборбитальные полеты. Так, во время одного из испытаний в таком режиме он был протестирован пилотами. Предназначение аппарата X-15 — исследование специфики гиперзвуковых полетов, оценка тех или иных конструкторских решений, новых материалов, особенностей управления подобными машинами в различных слоях атмосферы. Примечательно, что концепция проекта была утверждена еще в 1954 году. Летает X-15 со скоростью более 7 тыс. км/час. Дальность его полета — более 500 км, высота превышает 100 км.