FACEIT
С конкуренцией почти похожей на Coca Cola и Pepsi, FACEIT является главным конкурентом ESEA в Counter-Strike. Будучи PUG платформой, ESEA исторически более популярен в Северной Америке, а FACEIT чаще выбирают в Европе. Помимо Европы и Северной Америки, FACEIT также доступен в Юго-Восточной Азии, Океании, Латинской Америке и Южной Африке. И хотя FACEIT не поддерживает систему лиг как ESEA, он также очень широко используется в различных квалификациях вне системы ESL и DreamHack. Главное преимущество FACEIT, однако, заключается в том, что это не просто платформа для Counter-Strike, это также сторонний сервис для других популярных тайтлов, например, TF2, PUBG, R6 Siege, Rocket League и прочих. Таким образом пользователи могут выбрать игровую подписку, которая дает доступ к премиумному матчмейкингу, аккаунту ELO, лигам и ладдерам, чтобы получить шанс на выигрыш призов, или премиум, который дает доступ ко всему этому и многое другое во всех играх. FACEIT также доступен бесплатно, если вы хотите опробовать сервис заранее или являетесь казуальным игроком.
Приступим к разбору самых богатых игроков в CS:GO
Мы не сможем рассказать о всех финансах. которые получают игроки. Разберем только призовые, которые актуальны на сегодняшний день.
Пятерка из Astralis
На данный момент нет ни одного киберспортсмена из мира CS:GO, который был бы богаче, чем любой игрок из Astralis. По крайней мере по призовым. Эта датская пятерка выигрывала Major 4 раза. За каждый из них они получали, наверное, даже слишком много денег. Состояние по призовым каждого из них:
- Питер «dupreeh» Расмуссен — 1 миллион 967 тысяч 73 доллара.
- Эмиль «Magisk» Рейф — 1 миллион 549 тысяч 768 долларов.
- Андреас «Xyp9x» Хойслет — 1 миллион 953 тысячи 860 долларов.
- Лукас «gla1ve» Россандер — 1 миллион 804 тысячи 777 долларов.
- Николай «device» Ридцт — 1 миллион 949 тысяч 50 долларов.
Да, времена идут и эта пятерка постепенно теряет статус самых богатых игроков в мире. К слову, от прошлого состава Astralis осталось совсем ничего. Вместе играют dupreeh с Magisk в Team Vitality, а Xyp9x и gla1ve пытаются возродить свою эру.
Astralis из CS:GO, источник
Николай «device» Ридцт лечит здоровье. Не так давно он расстался со своей возлюбленной и на этом фоне у него обострилось хроническое заболевание, связанное с ЖКТ.
Бразильская пятерка
Мало кто будет сомневаться, что среди бразильских игроков есть действительно сильные киберспортсмены. Пусть сейчас киберспорт в этой стране не так силен, но все помнят эру FalleN и fer.
Сейчас fer, VINI, FalleN играют в составе The Last Dance, который официально подписала организация Imperial. Причем все игроки не попросили никаких денег за трансфер. Сколько же заработали легенды того состава?
- Фернандо «fer» Альваренго — 1 миллион 42 тысячи 914 долларов.
- Габриэль «FalleN» Толледо — 1 миллион 123 тысячи 41 доллар.
- Марсело «coldzera» Дэвид — 1 миллион 19 тысяч 319 долларов.
- Эпитасио «TACO» де Мело — 1 миллион 64 тысячи 643 доллара.
- Линкольн «fnx» Лау — 420 тысяч 669 долларов.
Сейчас 3 игрока из списка играют за Imperial, один за GODSENT, а coldzera играет в почти собственной организации 00Nation. Да, они не самые богатые игроки на планете, однако их достояние соизмеримо с вкладом в индустрию.
Шведская диаспора
Если вы следите за профессиональным киберспортом с 2013-2014 года, то наверняка помните таких игроков, как Friberg, f0rest, Get_Right, JW, Flusha и прочих. Это игроки двух коллективов — NIP и fnatic — которые конкурировали между собой, но не оставляли и шанса на победу другим командам.
К сожалению, но все игроки из числа бывших легенд не смогли заработать больше 1 миллиона на призовых. И этому есть одна причина. В то время, когда киберспорт только зарождался, то призовых в 1 миллион долларов не было. Если вспомнить слова многих киберспортсменов того времени, то и зарплаты равнялись обыкновенным, как у простых рабочих. Никто не знал, будет ли сфера существовать в принципе или будет мощнейший рост, который мы наблюдаем сейчас.
СНГ
В медиапространстве, особенно на территории восточноевропейских стран, игроки из команды NAVI, Gambit и Virtus.Pro мелькали очень часто. Сейчас некоторые из них не то, что долларовые миллионеры, а вполне вероятно, что они ещё богаче.
- Иоанн «Edward» Сухарев — 715 тысяч 228 долларов. Играл за NAVI.
- Даниил «zeuz» Тесленко — 788 тысячи 833 доллара. Играл за NAVI, далее решил развивать собственную организацию «PRO100».
- Валерий «B1t» Ваховский — 872 тысячи 196 долларов.
- Илья «Perfecto» Залуцкий — 1 миллион 15 тысяч 387 долларов.
- Кирилл «Boombl4» Михайлов — 1 миллион 56 тысяч 265 долларов.
- Денис «electronic» Шарипов — 1 миллион 416 тысяч 694 доллара.
- Александр «s1mple» Костылев — 1 миллион 568 тысяч 186 долларов.
Нельзя не упомянуть про недавний нонсенс, который постепенно забывается. Team Spirit выиграли TI10. Каждый из игроков получил по 3.5 миллионов долларов. По итогам состояние каждого игрока этой команды — 3.7 миллионов долларов
К сожалению, но сюда нельзя приписать игроков из Gambit или бывших спортсменов из Virtus.Pro. Их заработки колеблются в районе от 300 до 500 тысяч долларов.
Во что соревнуются в России и мире?
Массовым киберспорт начал становиться с середины 90-х, причем тогда соревновались в DOOM, Quake, Unreal, Counter-Strike. Однако сейчас даже в России можно найти турниры по самым разным играм. По словам Дмитрия Грищенко, ФКС каждый год проводит чемпионаты, и в 2021 году они проходили сразу по шести дисциплинам:
- Dota 2 – многопользовательская боевая арена (официально жанр – multiplayer online battle arena), которая в свое время выросла из мода для Warcraft III. И хоть игра была выпущена еще в 2013 году, сейчас это самая активная киберспортивная дисциплина;
- StarCraft II – трехмерная стратегия в реальном времени, выпущенная еще в 2010 году;
- NHL 21 – продолжение (уже 30-я игра) спортивной хоккейной серии от Electronic Arts (подразделение EA Sports), выпущена в 2020 году;
- Tekken 7 – выпущенный японской компанией файтинг (рукопашный бой), впервые вышел в 2015 году на аркадных автоматах, а в 2017-м – на остальных платформах;
- DCL — The Game – симулятор гонки на дронах, вышел в 2019 году;
- Clash Royale – игра для мобильных платформ, стратегия в реальном времени с элементами коллекционной карточной игры, вышла в 2016 году.
Как видно, в списке есть далеко не все из того, во что в реальности соревнуются киберспортсмены. Например, достаточно вспомнить турниры по Counter-Strike, FIFA или по гоночным играм (они менялись чаще других), которые ФКС несправедливо оставляет за бортом.
Если же смотреть на мировые рейтинги, то первая пятерка самых популярных игр будет несколько иной. Так, один из рейтингов учитывает популярность игровых трансляций (чем больше зрителей на онлайн-играх – тем популярнее игра). И согласно ему, игры (кроме Dota 2 – она на четвертом месте) расположились так:
- League of Legends – это еще одна многопользовательская онлайновая боевая арена, причем вышла она аж в 2009 году. Тем не менее, на гранд-финале Worlds 2021 онлайн-трансляция турнира собрала 4 миллиона зрителей, что близко к рекорду от игры Free Fire;
- Counter-Strike: Global Offensive – шутер, который много лет подряд считается одной из ключевых киберспортивных дисциплин, продолжает набирать рекордные просмотры и до сих пор не собирается на покой;
- Mobile Legends: Bang Bang – самая популярная игра среди мобильных игр, еще один представители боевой арены. Игра 2016 года выпуска все еще пользуется популярностью – в 2021 году прошло 7 мировых турниров, собиравших более миллиона человек;
- PUBG Mobile – это мобильный шутер, одна из первых мобильных игр, ставших киберспортивной дисциплиной. По ней проводится огромное количество региональных турниров – особенно в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки;
- Valorant – шутер от первого лица от авторов League of Legends. Игра вышла не так давно (2020 год) и постепенно завоевывает признание публики.
То есть, мировой киберспорт быстро меняется – если раньше перечень дисциплин ограничивался «классическими» CS:GO, Dota и StarCraft II, то теперь в их число начинают входить и мобильные игры.
В целом же, отмечает Владислав Гречкин из Cyber Legacy, мировая аудитория киберспорта увеличилась до почти полумиллиарда человек, а в ближайшие пять лет она вырастет еще на 70%. То есть, киберспорт растет – и растет быстро, причем растет за счет привлечения аудитории с мобильных платформ.
Роман «Ramzes» Кушнарев, 21 год – игрок Evil Geniuses в Dota 2
Карьера уроженца Новокузнецка развивалась стремительно. Он профессионально занялся компьютерными играми в 2015 году. Через год попал в одну из самых известных российских команд Virtus.pro, в составе которой неоднократно побеждал в международных турнирах. В июне 2019 года стал единственным киберспортсменом в рейтинге «30 до 30» по версии Forbes, а в сентябре того же года заключил контракт с известной американской командой Evil Geniuses (EG).
Имеет 1-й спортивный разряд. По оценке Esports Earnings, Кушнарев заработал за карьеру более $1,8 млн в виде призовых. Еще несколько десятков тысяч долларов игроку с ником египетского фараона могут приносить зарплата и рекламные контракты. С 2018 года Кушнарев — амбассадор бренда Head & Shoulders.
В первой тройке
Первую строчку рейтинга ИТ-миллиардеров России по состоянию на 1 января 2022 г., который составил портал Tadviser, занял основатель «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский. Его активы оценили на уровне 110,7 млрд руб.
Второе место в топ-20 богатейших ИТ-шников занял основатель «1С» и владелец контрольного пакета компании Борис Нуралиев со 101,8 млрд руб. Компания разрабатывает системы для управления предприятием.
Третье место досталось Филиппу Генсу, который владеет группой «Ланит» и «Кодом безопасности» – его активы оценили в 99,8 млрд руб. Группа «Ланит» объединяет компании в области ИТ-интеграции и дистрибуции электроники и софта, а «Код безопасности» разрабатывает аппаратные и программные средства защиты.
Яхты, самолеты, недвижимость, земельные участки и другое личное имущество составители ИТ-рейтинга не оценивали
При оценке состояния аналитики учитывали акции и доли предпринимателей в ИТ-компаниях, принадлежащие им на начало 2022 г. Публичные компании оценивали по рыночной капитализации, непубличные – по нижней границе, учитывая доступные финансовые показатели, структуру и специфику бизнеса. Предметы роскоши, типа яхт и самолетов, недвижимость, земельные участки и другое личное имущество не оценивалось.
Как зарабатывают организаторы турниров
Как зарабатывают организаторы турниров
Когда киберспорт находился на этапе зарождения, турниры имели локальный характер и были максимально примитивными. Организаторы просто размещали рекламу турнира на игровых форумах, участники вносили деньги, которые в итоге образовывали призовой фонд. В итоге одна половина фонда уходила организатору, а другая делилась между тройкой победителей. Со временем эта модель устарела и на замену таких локальных соревнований пришли крупномасштабные турниры, которые собирали целые арены, именно их финансовую деятельность мы и разберем.
На самом деле, здесь все тоже достаточно просто. Основная задача организаторов — это разрекламировать турнир, на это и уходит основной бюджет. После того, как событие заимеет ажиотаж и интерес в киберспортивном сообществе, организаторы набирают рекламодателей и других инвесторов, которые и финансируют проведение подобных мероприятий.
В качестве дополнительного заработка может выступать продажа тематического мерча, игровой периферии, а также продажи билетов на сам турнир.
Алексей Solo Березин
Solo, он же Алексей Березин – фактически лицо российского киберспорта в Dota 2. На протяжении более чем десяти лет он и его команда, Virtus.pro, стабильно выступали в этой игре успешнее, чем другие жители бывшего СССР. По мнению экспертов, киберспортивная карьера принесла Алексею более 1,7 млрд долларов, плюс ежегодная капитанская зарплата.
К чести Алексея, он с годами помягчел душой и решил бороться с токсичностью среди игроков. Да так, что организовал встречу с вице-президентом Valve. Правда, МОВА от Valve до сих пор бьют рекорды по обсценной лексике и другим проявлениям неспортивного поведения. но, может быть, положение дел рано или поздно изменится.
Разрешение на проведение турнира
Заполучите лицензию от издателя игры, по которой вы собрались проводить ваш киберспортивный турнир. Это очень просто (мы сообщим вам контактные данные в будущих постах) и при этом недорого. Эти ребята совсем не воротилы гигантских корпораций, они очень похожи на вас, так как им посчастливилось работать над игрой, которую они любят. Все, что вы делаете, построено на их трудах. Уважайте это. А еще лучше думать о приобретении лицензии, как о деловой инвестиции, дескать, вы налаживаете бизнес-отношения с ключевой фигурой в киберспортивном мире.
С другой стороны, когда дело доходит до переговоров с университетскими администраторами, владельцами баров и управляющими какими-то другими местами проведения мероприятий, иногда проще заплатить, чем выпрашивать одобрения по каждому пункту. Эти ребята будут очень подозрительны касаемо природы вашего мероприятия («Что еще за киберспорт?») и, скорее всего, примут упорную консервативную позицию и просто скажут «нет». Так что следует продумать план действий заранее, и используя максимум умений и обаяния, в конце концов организовать такой турнир, который постфактум обрадует всех до единого.
ТОП-10 самых влиятельных людей России
Помимо представленного выше рейтинга издание представляет список наиболее значимых персон российского бизнеса и внутренней политике. Узнаем, кто попал в топ в 2018 году.
1. Владимир Путин
Первую строчку, несомненно, занимает сам президент. От него зависит как внешняя, так и внутренняя политика. В последнее время его часто критикуют за повышение налогов, пенсионного возраста и другие непопулярные реформы.
2. Герман Греф
Президент, председатель правления ОАО «Сбербанк России» Герман Греф
Глава крупнейшего коммерческого банка страны — влиятельный бизнесмен. Он очень осторожен в своих действиях, поэтому банк успешно работает как на территории СНГ, так и в Европе.
3. Алексей Миллер
Годовой доход господина Миллера превышает 17 миллионов долларов. Председатель правления ПАО «Газпром» активно влияет на положение внутреннего рынка и на внешнюю позицию страны.
Рабочий визит в Туркмению
4. Игорь Сечин
В список «самые влиятельные люди» входит и исполнительный директор «Роснефти». Долгое время работал в Администрации президента. Являлся единственным представителем России в списке 100 самых влиятельных лиц планеты по версии журнала Time.
Одна из влиятельнейших фигур российской политики начиная с 2000 г.
5. Дмитрий Медведев
Премьер министр России занимает пятую позицию. С 2008 по 2012 год занимал пост президента страны. Ему приписываются непопулярные в стране реформы, включая последнее повышение НДС до 20%.
Д.А. Медведев в 2008 г.
6. Владимир Богданов
К своей должности Владимир Леонидович шел долго, он всю жизнь занимался бурением и отлично знает специфику управления нефтегазовой компанией. Контролирует ОАО «Сургутнефтегаз».
Глава «Сургутнефтегаза» укрепил свои позиции к 2018 г.
7. Эльвира Набиуллина
Заслуженный экономист России, до прихода в Банк РФ год работала помощником В.В. Путина. Выступает за модель экономики, базирующейся на частных инвестициях в конкурентные сферы.
Эльвира Набиуллина
8. Александр Бортников
Генерал и руководитель ФСБ — влиятельное лицо в любой стране. Не попал в санкционный список США и несколько раз посещал страну с визитами.
Александр Бортников
9. Олег Белозеров
Государственный деятель, руководитель «РЖД», сменил на посту Владимира Якунина. С его приходом в компании начали активно бороться с коррупцией. Рекомендован как претендент на пост Министра транспорта.
Глава РЖД Олег Белозеров
10. Вагит Алекперов
Совладелец нефтяной компании «Лукойл» занимается общественной и научной деятельностью, считается главным магнатом отрасли в стране. Является коллекционером редких монет.
Вагит Алекперов
Основные направления игры
С развитием истории киберспорта выработался перечень определенных требований к видеоиграм. Они не должны содержать случайных факторов или давать преимущество отдельным игрокам. Исход соревнования определяют личные умения киберспортсменов. Из-за этого большая часть Чемпионатов посвящена играм жанра MOBA — многопользовательской арены с элементами стратегии.
Официально дисциплина включает 4 основных направления:
- FPS — шутер от первого лица;
- симуляторы спорта, авто и авиа;
- RTS — стратегия в реальном времени;
- файтинг.
У компьютерного мира есть свой аналог Олимпийских игр — международный Чемпионат World Cyber Games. Турниры проводились до 2013 г. по инициативе компании Samsung. После был период продолжительного затишья, но весной 2017 г. права на проведение мероприятия выкупил южнокорейский разработчик Smilegate. А организовать новый WCG удалось только в 2019 г. На сегодня наиболее значимыми соревнованиями считают мировые Чемпионаты по League of Legends и The International по Dota II.
Евгений Золотарев, 35 лет – гендиректор Natus Vincere
Гендиректор главного украинского киберспортивного клуба NAVI в юности сам играл в Counter-Strike. На турнире в Киеве в начале 2000-х он познакомился с основателем NAVI Александром Кохановским, и в 2014-м тот предложил ему участвовать в проекте. Сначала Евгений удаленно помогал NAVI с подбором людей, а потом стал HR-директором клуба.
В январе 2018-го Кохановский отошел от управления, и Золотарев стал CEO. По данным Esports Earnings, в 2019-м NAVI с показателем $1,8 млн возглавили рейтинг киберспортивных клубов СНГ по объему заработанных призовых. Также NAVI в 2019 году стали лидером СНГ по часам просмотров игр клуба, а по итогам первого полугодия 2020-го возглавили и мировой рейтинг по этому показателю.
Потенциальный бан российских игроков
Пока что российские игроки, выступающие в европейских коллективах, продолжают выступления без каких-либо ограничений. К сожалению, ситуация меняется стремительно, поэтому уже через несколько дней отмена может дойти и до спортсменов, никак не причастных к ситуации.
На данный момент Blast, VPlay, ESL и прочие турнирные операторы полностью запретили выступления российских команд. Пока что санкции не касаются отдельных спортсменов, но это влияет как на них, так и на множество украинцев, играющих за коллективы из России.
Удар нанесен по виртуальному спорту в целом, ведь российские команды и игроки занимают далеко не последнее место в большинстве дисциплин. Фактически это выстрел себе же в ногу со стороны организаций, так как упадет конкурентоспособность турниров. Но в России профессиональный киберспорт и вовсе может умереть.
Dota 2
У Dota 2 не самое большое игровое комьюнити, зато самые крупный призы за Чемпионат мира. Первый мировой турнир по Dota 2 провели в 2011 году. Чемпионом The International 2011 стал легендарный состав украинской команды NAVI. Призовой фонд того чемпионата составил 1,6 млн долларов.
Тогда и сейчас ЧМ по Dota 2 разыгрывают самые большие деньги во всем киберспорте, а сумма призов растет бешеными темпами. Так, призовой фонд The International 2017 составил 23 миллиона долларов США. Команда-победитель, в 2017 году это была Team Liquid, увезла домой впечатляющие 10,8 млн долларов США. Серебряный призер, состав Newbee, забрал 3,9 млн долларов. Эта сумма в разы превышает деньги, которые зарабатывают победители других киберспортивных игр за год, а то и пару лет.
Во время The International 2019 был разыгран рекордный призовой фонд, составляющий уже 34 млн. долларов. Победителем на этих соревнованиях стала команда OG, первый двукратный чемпион в истории.
Как и в случае с CS: GO, по Dota 2 проходит куча турниров, лиг, мейджоров, региональных и спонсорских чемпионатов. Крупнейшие среди них ESL One Birmingham, MDL Changsha Major, Epicenter XL, WESG 2017, DAC и The Bucharest Major.
Как зарабатывают киберспортсмены
Как зарабатывают киберспортсмены
Зарплата киберспортсменов может складываться сразу из нескольких источников дохода. Во-первых, у всех игроков есть официальный контракт с организацией, под эгидой которой они выступают на турнирах. В этом контракте прописана ежемесячная зарплата. Также, как правило, присутствуют премии и условия их получения. Как и на обычной работе игроков могут оштрафовать и сократить зарплату, правда на практике это бывает крайне редко.
Во-вторых, киберспортивная команда и её игроки могут выиграть турнир или занять призовое место, что позволит им получить призовой фонд, который зачастую во много раз превышает зарплаты игроков. Помимо самих киберспортсменов часть дохода от победы в турнире отходит тренерам и самой организации.
В-третьих, киберспортсмены становятся весьма медийными личностями, что позволяет им зарабатывать самостоятельно на рекламе. Так как игровая индустрия стремительно набирает обороты, крупные компании, имеющие прямое или косвенное отношение к играм и киберспорту, начали охотно скупать рекламу у игроков и организаций. Помимо рекламы многие игроки проводят стримы (стрим — прямой эфир), на которых в режиме реального времени играют в игру, а люди за этим охотно наблюдают, ведь интересно понаблюдать за тем, как ведет себя профи в обычной игре. Как правило, заработок со стримов меньше зарплат, но здесь все индивидуально и зависит от известности и харизмы игрока. К примеру, польский профессиональный игрок по CS:GO Ярослав «PashaBiceps» Ярзабковски, которому один бизнесмен перечислил около 40 тысяч долларов на покупку нового дома.
В-четвертых, игроки в свободное от игровой карьеры время могут подрабатывать, работая комментаторами и аналитиками матчей, что приносит и удовольствие, и деньги, ведь ты занимаешься любимым делом. Можно реализовать и другие источники заработка, например, выпустить свою тематическую линейку одежды, открыть бизнес по тематике киберспорта или даже организовать свой турнир. Таких примеров среди киберспортсменов также немало.
Международная федерация компьютерного спорта (IeSF)
Международная федерация компьютерного спорта, была образована в ноябре 2008 г. Её учредителями стали организации компьютерного спорта следующих стран: Южная Корея, Дания, Швейцария, Германия, Нидерланды, Австрия, Бельгия, Китайская республика (Тайвань), Вьетнам. В следующем 2009 году IeSF провела первые соревнования, которые приняли делегации, сформированные национальными федерациями: IeSF Challenge.
Федерация компьютерного спорта России является членом IeSF с 31 октября 2010 года.
National Electronic Sports Commission (NeSC)
Первое заседание National Electronic Sports Commission состоялось 23 марта 2013 года. Его целью стало создание профессиональной игровой среды с соответствующими правилами и обязанностями, справедливые как для крупных организаций, так и для более новых и молодых игроков и команд.
Александр Кохановский
Проект Natus Vincere, он же Na’Vi (запомните это название, мы его еще не раз увидим в рейтинге) оказался весьма успешен, и спустя несколько лет Александр с партнером создает холдинг ESforce (тоже еще одно громкое имя в киберспорте).
И этот проект оказался успешен и принес своим создателям 100 млн долларов (именно за такую сумму его выкупила Mail.ru Group). Выйдя из управления ЕН, Кохановский решил не почивать на лаврах и организовал еще одну собственную компанию- Zero Gravity Group, куда помимо Natus Vuncere входит мультисервисная платформа DreamTeam.
Планы у Александра грандиозные, он купил в Киеве целый отель, который собирается сделать «физическим» центром виртуального спорта на Украине.
Forbes представили рейтинг самых влиятельных людей из сферы киберспорта.
В список вошли не только киберспортсмены, но и другие представители индустрии.
Первое место в рейтинге занял Рамзес, а второе — Симпл. Подробнее про рейтинг читайте на официальном сайте.
Роман Ramzes Кушнарев
По оценке Esports Earnings, Кушнарев заработал за карьеру более $1,7 млн в виде призовых. Еще несколько десятков тысяч долларов в год новичку EG могут приносить зарплата и рекламные контракты. С 2018 года Кушнарев — амбассадор бренда Head & Shoulders.
Александр S1mple Костылев
По оценке Esports Earnings, совокупный доход Костылева в форме призовых составляет более $540 000. Еще несколько десятков тысяч долларов в год может составлять зарплата игрока.
Волочай — самый авторитетный киберспортивный комментатор из СНГ.
Основатель Na’Vi, DreamTeam, сооснователь ESforce Holding.
Алишер Усманов
В 2015 году холдинг миллиардера USM объявил о намерении вложить в Virtus.pro $100 млн. На тот момент основным акционером киберспортивной организации был Антон Черепенников, который за счет привлеченных средств объединил активы с основателем Na’Vi Александром Кохановским и сформировал ведущего игрока рынка — ESforce.
Роман Дворянкин
Генеральный менеджер Virtus.pro. Он управлял организацией весь период ее бурного роста за счет инвестиций Алишера Усманова и партнеров. Ранее Дворянкин работал в Adidas, КХЛ, маркетинговом холдинге CSM и хоккейном «Спартаке».
Антон Черепенников
Сооснователь ESforce Holding. Черепенников увлекся видеоиграми еще в школе. В 2010-м он поучаствовал в возрождении киберспортивной организации Virtus.pro и со временем превратил клуб в многопрофильный холдинг ESforce.
Даниил Zeus Тесленко
Пятикратный чемпион мира по CS:GO, Тесленко завершил карьеру игрока в 31 год после сентябрьского турнира BLAST Pro Series: Moscow 2019. Даниил играл за Na’Vi более девяти лет и был капитаном команды.
Алексей Solo Березин
Капитан состава Virtus.pro по Dota 2, Березин прошел в отрасли тернистый путь. На заре карьеры уроженец Новороссийска сделал ставку на поражение своей команды RoX.KIS и выиграл $322, за что чуть не получил пожизненную дисквалификацию.
Ярослав Комков
Сооснователь холдинга Winstrike. Холдинг организует турниры, управляет киберспортивными аренами, помогает командам с продвижением и поиском спонсоров и содержит составы по Dota 2, CS:GO и др. В сентябре Winstrike впервые провел в Москве этап международного турнира BLAST Pro Series по CS:GO (призовой фонд $250 000). С турниром сотрудничали Toyota, Samsung и др.
Роман Романцов
Основатель компании-организатора киберспортивных турниров Starladder. Устраивать соревнования он начал еще в 2000-х в Донецке и к моменту становления отрасли киберспорта раскрутил компанию до уровня глобальных лидеров.
Данил Dendi Ишутин
Ишутин — один из самых влиятельных «дотеров» в мире. В начале 2010-х уроженец Львова побеждал на главном международном турнире The International в составе Na’Vi и стал звездой. В 2013-м сооснователь Valve (разработчик Dota 2) Гейб Ньюэлл называл Ишутина «одним из самых очаровательных людей на свете». У Данила более 900 000 подписчиков в соцсетях, он востребован и как аналитик, и как комментатор.
Мария Mrs. Marple Ермолина
За полтора года выручка канала, у которого в октябре 2019 года было более 200 000 подписчиков, составила 10 млн рублей. Основной доход приносят рекламные контракты.
Евгений Золотарев
В январе 2018-го Кохановский отошел от управления, и Золотарев стал CEO. За два последних года под его управлением призовые Na’Vi не опускаются ниже $1,5 млн.
Ирина Семенова
Руководитель киберспортивного подразделения МТС (Gambit Esports). В 2017-м возглавила киберспортивное подразделение МТС. В 2018-м оператор всерьез вышел на новый для себя рынок, купив за 313 млн рублей клуб Gambit Esports с составами по CS:GO, Dota 2, Fortnite и др
Насколько сложно стать киберспортсменом?
Порог входа в современный киберспорт не очень высокий: большинство популярных игр вышли 7-10 лет назад, и для их запуска не нужны мощные компьютеры, а самые новые дисциплины – вообще мобильные (и для запуска игры достаточно более-менее современного смартфона). Единственное, что нужно игроку обязательно – это быстрый интернет, обязательно кабельный, а желательно и оптоволоконный (GPON). Но все это есть и доступно почти для всех россиян.
Что делать дальше? В начале 2022 года Минспорт РФ выпустил стандарты для подготовки киберспортсменов – но, как говорит Эльчин Алиев, по факту документ оказался очень «сырым» и составленным по шаблону традиционных спортивных дисциплин (включая нормативы по отжиманиям и бегу на время). Но если документ доработают, его существование позволит уже открывать профильные секции и спортивные кружки.
Пока же подготовка киберспортсмена – это лишь его личная забота. Для этого, как советует Евгений Суханов, нужно:
- много играть – очень скоро это станет не удовольствием, а тяжелой работой. Нужно не просто играть – тренироваться по многу часов, изучать чужой опыт и оттачивать навыки (предварительно, конечно, определившись с дисциплиной);
- почти все современные дисциплины предполагают командную игру. Поэтому желательно по мере подготовки вступить в команду и оттачивать навыки командной работы;
- подготовить компьютер. Эксперт советует все же не экономить на видеокарте и мониторе – если он будет выдать более 120 кадров в секунду (FPS), это даст преимущество игроку. А некоторые спортсмены даже снижают настройки графики на минимум в угоду производительности;
- не забывать об удобном кресле и столе, а также о периферии – мыши и клавиатуре (все это есть в «игровых» модификациях).
По мере того, как спортсмен будет набирать опыт, его могут заметить. Дмитрий Сурцуков советует для этого быть в топе ладдера (игровой рейтинг) – если игрок постоянно находится в топе, ведет себя адекватно и общается с другими игроками, его заметят скауты и пригласят попробовать свои силы в команде.
Пример таблицы лидеров, Dota 2
Другой вариант – попытаться попасть в молодежную организацию известной команды или просто познакомиться с действующим киберспортсменом. Если игрок действительно что-то из себя представляет, ему дадут шанс, пригласив в команду 2-3 уровня, откуда – при наличии таланта и опыта – можно пробиваться и выше.
Кстати, сейчас в России на киберспортсмена можно даже выучиться – пока на курсах от компаний вроде Skillbox или от частных университетов. Сложно сказать, какие опыт и навыки даст такое обучение, но на таких курсах все же есть шанс быть замеченным кем-то важным – а это уже может открыть двери в будущее в киберспорте.
В любом случае, чтобы стать профессиональным игроком, как отмечает руководитель факультета индустрии спорта университета «Синергия» Владимир Леднев, надо в первую очередь любить то, что ты делаешь:
Дополнительные материалы и эксклюзивные комментарии экспертов для издания «Банки Сегодня» по теме киберспорта в России .
Олег Крот, 37 лет – управляющий партнер WePlay! Esports
Олег Крот — основатель и управляющий партнер украинского организатора киберспортивных турниров WePlay! Esports. Компания появилась в 2004 году, но полноценным бизнесом стала только в 2012-м: ее спонсорами стали швейцарский производитель компьютерной техники Logitech, производитель видеокарт Inno3d, а бюджет стал измеряться десятками тысяч долларов в месяц.
Сейчас WePlay! Esports помимо проведения и трансляции турниров создает программные продукты для них и развивает свое независимое киберспортивное онлайн-медиа. В 2020 году компания провела несколько турниров, в том числе онлайн-турнир с призовым фондом $600 000 в партнерстве с Epic Esports Events — одним из крупнейших организаторов таких мероприятий в Россие, Восточной Европе и СНГ.
Экономика игры – на чем и сколько зарабатывают геймеры?
О том, что киберспортсмены могут зарабатывать хорошие деньги, россияне узнали только в прошлом году, когда были обнародованы данные о призовых за победу на The International-2021. Как отметил доцент кафедры национальной экономики РУДН Воскеричян Роберт, команда Team Spirit получила более 18,2 миллионов долларов:
Еще одна команда с россиянами в составе – Virtus.pro – получила призовые в 1,4 миллиона долларов.
Конечно, такие деньги получают очень немногие – но ведь и порог входа в этот вид спорта не такой высокий. Что касается заработков, киберспортсмены получают деньги из нескольких источников, говорит Евгений Суханов из компании HYPERPC, это:
- зарплата – обычно в фиксированном размере;
- процент от призовых – если команда что-то выигрывает;
- донаты и другие поступления от стриминга (трансляций игр);
- доходы по рекламным контрактам.
Что касается доходов по рекламным контрактам, то говорить о них крайне сложно, так как условия по большинству из них строго засекречены:
Учитывая, что зарплата вряд ли будет сколь-нибудь высокой, основным источником доходов киберспортсменов становятся именно призовые от участия в чемпионатах. Выходит, чтобы иметь более-менее стабильный доход, спортсмен должен выигрывать – и выигрывать как можно чаще.
Зарплата зависит от разных факторов – начиная от рейтинга команды (чем больше она выигрывает, тем выше рейтинг и больше спонсорских денег и доходов от рекламы), и заканчивая навыками самого игрока и даже популярностью выбранной дисциплины – игры.
Если говорить о цифрах, Дмитрий Грищенко называеь такие суммы доходов киберспортсменов:
- каждый игрок команды Virtus.pro в среднем получил около 15,5 миллионов рублей за 5 место на The International – это уже за вычетом налогов;
- игроки команд уровня Team Spirit и Virtus.pro получают зарплаты на уровне от 500 тысяч до 1 миллиона рублей в месяц – но такие суммы обеспечивает участие в международных соревнованиях;
- игроки «второго эшелона», которые редко что-то выигрывают, могут зарабатывать около 1 тысячи долларов в месяц, но им достаточно сложно привлечь инвесторов, не демонстрируя убедительного результата.
Проблема киберспорта в том, что хороший доход получают немногие (зарплаты в сотни тысяч рублей – это около 1% от всех игроков в России), а после завершения карьеры человек остается фактически не у дел. Да, он бывший киберспортсмен может найти себя в игровой разработке, в маркетинге, организации киберспортивных мероприятий или зарабатывать на стриминге игр. Увы, почти все эти варианты тоже не обещают высокого дохода.
Еще не так давно лучшие киберспортсмены в странах СНГ зарабатывали от 20 тысяч долларов в месяц и больше – причем это только зарплаты, говорит Дмитрий Сурцуков. Но со временем ситуация поменялась – «старички» киберспорта ушли, им на смену пришли новые игроки, которые получают уже меньше – от 2 до 5 тысяч долларов. Что же касается менее известных игроков турниров второго-третьего рангов, они или вообще не получают зарплату, или получают до 1 тысячи долларов (а потому их чаще других ловят на подставных матчах).
Тем не менее, шансы начать зарабатывать в киберспорте есть почти у всех, кто так или иначе готов себя показать на виртуальном поле боя.