Причины падений российских самолетов
Вообще, старение авиатранспорта выражается не в количестве прошедших лет после его производства, а в сумме налетанных часов и общем техническом состоянии. Согласно данным статистики, Россия обладает самолетами ещё советских времён и их процент гораздо выше агрегатов иностранного производства. Однако не стоит смотреть на возраст. По сравнению с иностранными судами отечественные налетали гораздо меньше часов, а советское качество производства являлось одним из лучших в мире.
По какой причине тогда Россия приобретает заграничные самолеты за немалые деньги, когда есть свои вполне надёжные машины? В качестве примера можно привести воздушные суда «Ту». У них отличная статистика по безопасности полётов, а лётчики считают их самыми удобными по техническому устройству.
Одной из причин является тот факт, что самолеты «Ту» являются очень расходными по количеству потребляемого топлива. А так как авиаперелёты давно уже превратились в отдельный вид бизнеса, директора компаний в погоне за сокращением затрат на обслуживание парка своих машин отдают предпочтение иностранным лайнерам, которые значительно экономнее российских аналогов.
Ещё одной причиной является угасающее самолётов. Технологии их выпуска значительно устарели, инвестиции в авиазаводы не выполняются. Поэтому наша страна не может конкурировать с более совершенными иностранными агрегатами.
Что делать при пожаре в салоне самолета
Действия при пожаре в самолете
Токсичный дым, заполняющий салон в случае возгорания представляет большую опасность для человека, чем сам огонь. Обязательно следует позаботиться о защите рта и носа. Дышите только через влажную ткань (любой платок, шарф, шапка, воротник). При эвакуации передвигайтесь к аварийному выходу, пригнувшись к полу или ползком. Внизу скопления дыма минимально.
Девушкам следует снять туфли на высоком каблуке и капроновые колготки. Колготки относятся к быстровоспламеняющимся вещам. Они могут загореться от любой искры. Туфли в случае падения или бега также способны стать причиной получения серьезных травм. Более того случайно в задымленном салоне вы можете травмировать другого пассажира при передвижении ползком.
На открытые участки тела лучше накинуть любую одежду, плед или покрывало. Это убережет от сильных термических ожогов. Как действовать при получении ожога Вы можете посмотреть в нашем видео: «Действия при ожогах». Если к выходу трудно пробраться из-за скопления народа или завала вещами, то пробирайтесь по креслам, предварительно опуская их спинки. Руки должны быть свободны не берите с собой сумки. Действуйте согласно указаниям бортпроводников.
В случае аварии используются все имеющиеся выходы, включая запасные. Их легко можно обнаружить по специальной маркировке. Для удобства все надписи на них подсвечиваются при любом освещении. Рядом с аварийным люком находится подробная и доступная инструкция по вскрытию замка.
Покинув салон самолета, не стойте рядом. Пожар может спровоцировать взрыв. В этом случае вы можете пострадать от сильной и разлетающихся обломков. Оптимальным вариантом будет – отойти подальше или лечь на землю, защитив голову руками.
4.Eurofighter Typhoon (Тайфун) (Англия, Германия, Италия, Испания)
Единственный истребитель, созданный объединёнными усилиями стран Европейского Союза и доказавший свою эффективность во время реальных боевых действий (операция коалиции в Сирии и Ираке). Его безусловным преимуществом является возможность создавать помехи на радарах противника и, тем самым, корректировать направление полёта управляемых ракет, поэтому отсутствие потерь не должно быть неожиданностью. Ещё одним плюсом является максимальная дальность стрельбы, по данному показателю Тайфун превосходит ближайших конкурентов на целых сто километров. Сегодня на вооружении стран Европы и Ближнего Востока стоит около полутысячи истребителей, каждый из которых имеет уникальную модификацию и технологию производства.
История пассажирской авиации
Чтобы составить полную картину об пассажирских авиаперевозках, следует знать ее историю. На данный момент именно 2021 год признан самым безопасным в плане перелетов во всем мире. Конечно катастрофы случались, но мелкие и без жертв.
Первая трагедия, случившееся с самолетом, была зафиксирована в 1908 году. Произошла она в штате Вирджиния. Управлял машиной О. Райт, с ним летел единственный пассажир Томас Селфридж. Оба они погибли при крушении.
Согласно статистическим данным наибольшее количество трагедий происходит у российских и американских перевозчиков. Конечно связано это не с использованием устаревших моделей самолетов, а с огромным числом перелетов.
Лидером по числу упавших лайнеров считается США. Известно, что роковой перелет случается каждые 7 млн 360 тысяч полетов. Однако в это число не входят террористические захваты.
Турбулентность не опасна
Еще пару слов о турбулентности. Да, она является проблемой. Но нет – это не опасно! Об этом много раз говорили летчики. Не верите нашим? Послушайте иностранных.
Объясняет коммерческий пилот Патрик Смит:
«В любом случае, самолет нельзя перевернуть вверх ногами или бросить в штопор даже самым мощным порывом или воздушным карманом. Условия могут быть раздражающими и неудобными, но самолет не упадет. Турбулентность – это усугубляющий фактор, неприятность для всех, включая команду пилотов, но она также, из-за отсутствия лучшего термина, естественна. С точки зрения пилота, обычно рассматривается как вопрос удобства, а не безопасности».
Основная причина, по которой пилоты делают все возможное, чтобы избежать турбулентности, заключается в том, что она раздражает… Не более того.
Airbus A340
Какие существуют еще самые безопасные самолеты в мире? Рейтинг воздушных судов по данному критерию продолжает лайнер Airbus A340. В течение всей своей истории эксплуатации эти самолеты налетали 13,5 млн часов. На протяжении этого времени было зафиксировано всего пять аварий. Однако далеко не все компании стремятся завести этот самый безопасный в мире самолет из-за больших затрат на его обслуживание.
очень похож на предыдущую модель — Airbus A330. Различия кроются в несколько удлиненном фюзеляже и в наличии четырех двигателей. Именно последняя характеристика и подпортила экономические показатели по перевозкам в сравнении с аналогами, оснащенными двумя моторами.
В 2001 г. самолет в Коломбо уничтожила террористическая организация. Самым серьезным случаем считается тот, который произошел в Торонто в 2005 г. Самолет садился в сложных метеорологических условиях и экипаж совершил ошибку. Им не был своевременно включен реверс двигателя, из-за чего лайнер покинул пределы ВПП и сгорел. При этом пострадало лишь 40 человек. Некоторых из них госпитализировали с травмами различной тяжести.
В 2007 г. с участием «Эйрбас A340» произошло сразу две аварии. При первой из них в Кито происшествие спровоцировал взрыв шин. Вторая авария случилась в Тулузе. Она стала следствием ошибки экипажа. К счастью, во время этих двух катастроф никто не погиб и даже не был ранен.
Конечно, в связи с отсутствием человеческих жертв можно было бы считать, что Airbus A340 — самый безопасный пассажирский самолет в мире. Однако предпочтение экспертов все же отдано «Боингу 777». Это объясняется лишь тем, что последняя модель эксплуатируется намного больше.
Именно поэтому в рейтинге самых безопасных самолетов в мире Airbus A340 находится на почетном втором месте.
North American X-15
Ракетоплан не пошел в серийное производство, и было сконструировано лишь несколько опытных экземпляров. Х-15 стал историческим летательным аппаратом, который смог подняться на высоту 107 960 м. Этот рекордный вылет состоялся в 1963 г, и летчик Джозеф Уокер, поднявший свою машину на такую высоту, развил скорость в 6 тыс. км/час. Это был самый высокий полет за всю историю авиации, а главное, удивил общественность, специалистов и всю редакцию TopCafe.su. В 1970 г по ряду причин проект был закрыт, но несколько прототипов используется NASA для проведения экспериментов, и подготовки астронавтов.
В завершение нашего обзора, для общей картины представим интересные факты поставленных высотных рекордов различными летательными аппаратами в разные периоды истории мировой авиации.
1
Самые опасные самолеты
Безопасность полетов зависит не только от надежности самолета, но и от компании-перевозчика, которая должна обеспечивать надлежащее техническое обслуживание. Часто именно из-за недостатка технических ресурсов и происходят фатальные случаи, печально известные по всему миру.
- Рейтинг открывает «лидер» этого списка — Boeing модельного ряда 737 JT8D. Этот самолет является самым опасным в пассажирском сегменте по числу аварий. Одна катастрофа приходится всего лишь на 507 500 летных часов.
- Ил-76. Самолет относится к не перевозящим пассажиров. Однако неоднократно случались катастрофы с человеческими жертвами. Исследуя статистику, на 549 900 летных часов приходится одна авария.
- Ту-154. Выпускается с далекого 1971 года и до сих пор состоит в парке некоторых авиакомпаний. На 1 041 000 летных часов происходит одна катастрофа. Средний возраст машин очень высок, поэтому часто причинами были технические неполадки.
- Аэробус А310. Выпуск этих машин начался с 1983 года. С того времени многие крупные авиаперевозчики отказались от этой модели. Катастрофа происходит раз в 1 067 700 летных часов.
- McDonnell-Douglas DC-9. Выпускается с 1965 года и состоит в парке некоторых региональных мелких компаний. Начиная с 1997 года, компания принадлежит концерну Боинг. Летные инциденты происходят с периодичностью 1 на 1 068 700 летных часов.
Boeing 727
Согласно изданию BusinessWeek, на два миллиона триста летных часов этого самолета приходится одна авиакатастрофа. Всего c 1963 по 1984 год успели построить почти две тысячи авиалайнеров, способных перевозить до 189 пассажиров каждый. Из них 114 бортов потерпели крушение. В авиакатастрофах погибли почти четыре тысячи человек, включая пассажиров и случайных жертв на земле.
Массово 727-е производили в 1970-е. На эти годы пришелся их расцвет. В 1990-е крупнейшие авиалинии начали избавляться от устаревших самолетов, многие из которых переделали в частные и правительственные. Так, Дональд Трамп в то время перемещался на 727-м с обеденным залом, спальней и душевой. На более современный 757-й он пересел только в 2009-м. На переделанном под частные нужды 727-м также передвигался финско-канадский модельер Петер Найгард.
Рейтинг самых безопасных самолетов
Немаловажным фактором при оценке безопасности самолета является компания-перевозчик и степень износа техники.
Боинг 777
Лидер рейтинга безопасных самолетов – Боинг 777. За всю историю полетов этого лайнера зафиксировано всего 4(!) аварии. В то время как за 20 млн. летных часов не произошло ни одного инцидента. Самолет относится к широкофюзеляжным лайнерам, с большой дальностью перелета
Немаловажно, что самолет спроектирован полностью с помощью компьютера. Все статистические исследования отдают лидерство по безопасности именно этой модели американской фирмы Боинг
Вот видео взлета самого надежного самолета Боинг 777:
Аэробус А340
Самолет не имел катастроф со смертельным случаем в течение 13 млн. летных часов. Выпуск начался в 1993 году и продолжается до сих пор. Эксплуатация довольно дорогостоящая, поэтому компании покупают только несколько лайнеров такого типа. Особенно проигрывает Боингу по перерасходу горючего.
Аэробус А330
Третье место за моделью А330, выпускающейся с 1993 года. А330 был самым надежным самолетом до 2009 года, пока не произошла катастрофа рейса AF447. Лайнер относится к средне или дальне магистральным.
Не нужно бояться постоянно во время полета
Также не стоит волноваться, как говорится, «от трапа до трапа». Да, самые опасные моменты при пилотировании самолета – на взлете и при посадке. Но в полете на эшелоне, кроме тряски от турбулентности, вам ничего угрожать не будет. Но от турбулентности, какой бы она пугающей и жесткой ни была, ни один самолет (из современных) еще не разваливался. Впрочем, получить травму или даже погибнуть от сердечного приступа можно. Поэтому еще раз: НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ и ПРИСТЕГИВАЙТЕСЬ по требованию пилотов!
Более подробно о вероятностных подсчетах крушений самолетов можно почитать в нижеследующей статье с сайта Центра Алексея Герваша «Летаем без страха»: Статистика авиакатастроф, или оцениваем вероятность крушения самолета
Ан 28 – 8 авиакатастроф со смертельным исходом
Ан 28 Двухмоторный винтовой самолет начал эксплуатироваться с 1986 года. Небольшой Ан-28 рассчитан на 15 пассажиров. Он способен совершать быстрый короткий взлет и плавную посадку, используя при этом небольшие взлетно-посадочные полосы, что делает его идеальным для перевозки людей и груза. Несмотря на превосходные возможности самолета, он используется всего шестью гражданскими авиакомпаниями и четырьмя военными — в основном в странах бывших советских республиках или бывших союзников СССР. За последние десять лет Ан-28 потерпел 8 аварий с человеческими жертвами. Самая страшная авиакатастрофа с участием этого самолета произошла в 2005 году и унесла жизнь 27 человек, среди которых были все члены экипажа и конголезская футбольная команда.
Сколько самолетов разбилось в 2021 году?
2016 год оказался самым насыщенным в плане авиа происшествий. К такому выводу можно прийти обратившись к статистике авиакатастроф, которые произошли за этот период.
24 февраля потерпел крушение в Непале пассажирский самолет DHC-6, на борту лайнера находилось 20 пассажиров и 3 члена экипажа. В результате катастрофы выжить никому не удалось.
Через месяц 9 марта потерпел катастрофу в Бангладеш АН 26, самолет упал в море. На борту находилось 4 человека, все они являлись гражданами Украины. В итоге три человека погибли, и только одному удалось выжить.
В ночь на 19марта этого же года потерпел крушение в Ростове-на-Дону самолет Boeing 737 во время набора высоты, авиа лайнер начал резкое снижение и рухнул на взлетно-посадочную полосу аэропорта. На борту находились 55 человек и 7 членов экипажа. В результате крушения самолета все, кто находился на борту, погибли.
Спустя два месяца 18 мая в Двайере потерпел катастрофу АН 12 Б. На борту находилось 9 человек. В результате крушения 7 человек погибли, выжить удалось только двум техникам.
На следующий день 19 мая произошла еще одна катастрофа, самолет Airbus A 320 рухнул в Средиземное море. Все 66 человек (56 пассажиров, 10 членов экипажа), находившихся на его борту погибли.
Через два месяца 1 июля при тушении лесных пожаров, вследствие плохой видимости потерпел крушение транспортный самолет ИЛ 76 МЧС России. Все 10 членов экипажа, находившихся на борту погибли.
Шесть месяцев спустя 28 ноября из-за нехватки топлива потерпел крушение самолет BAe 146 в Колумбии. На его борту находилось 77 человек. В результате инцидента погиб 71 человек и только 6 человек спаслись.
Спустя месяц 7 декабря в районе города Хавелиан рухнул самолет ATR 42. Все 47 человек находившиеся на борту погибли.
25 декабря этого же года произошла крупная катастрофа, самолет ТУ 154 ВВС РФ в результате ошибки командира экипажа при заходе на посадку потерпел крушение и полностью разрушился. Все находившееся на борту 92 человека погибли.
В целом, посмотрев на статистику, можно сделать вывод, что передвигаться самолетами гораздо безопаснее, чем наземным транспортом по подсчетам вероятность погибнуть в авиакатастрофе равняется 1:8.000.000. Поэтому не стоит бояться летать на авиалайнерах, ведь риск погибнуть на земле гораздо выше чем в воздухе.
Первые стратегические бомбардировщики появились после войны
B-36 носили термоядерные и ядерные бомбы. А одна из модификаций предполагала ядерную силовую установку
Послевоенный мир развивался семимильными шагами: именно тогда на смену B-29 воздушные войска США начали получать колоссальные Convair B-36 с издевательским названием Peacemaker — «Миротворец».
Шестимоторные колоссы производства Convair получил дальность полета в 11 тысяч километров при высоте полета до 16.
Именно он считается первым «полноценным» стратегическим бомбардировщиком.
Он же стал первым реактивным, получив 2 внешних мотогондолы со спаренными турбореактивными двигателями J47 (на них же летали F-86 Sabre и ряд других самолетов).
B-52 активно эксплуатируются с момента выпуска, участвуя во всех локальных конфликтах
Компоновка B-36 легла в основу рекордсмена Boeing B-52 Stratofortress. Этот самолет, впервые взлетев в 1954 году, до сих пор в строю и обгоняет все известные типы по количеству рекордов.
Машины первых модификаций смогли совершить полет дальностью 27000 километров. Последующие неоднократно совершали кругосветные путешествия, облетая земной шар.
Боевой радиус действия B-52 позволял стратегическим силам НАТО в Европе при необходимости дотянуться до целей в европейской части СССР вплоть до Москвы с запасом до 31 тонны бомб в грузолюке.
Поздние модификации «Стратокрепости», в том числе стоящие на вооружении B-52H, летают на дальность до 17 тысяч километров при аналогичной высоте полета.
Симметричным ответом СССР должны были стать перспективные проекты Туполева и Мясищева, разрабатывавшиеся с 1948 года.
Работа привела к появлению проекта «95», первый опытный образец которого совершил полет в 1952 году. Уже через 2 года самолет пошел в серию под названием Ту-95.
Ту-95 на многие годы стал основой дальней авиации СССР и России. И не только
С тех пор он непрерывно модернизируется, продолжая находится на боевом дежурстве России численностью 68 самолетов (примерно столько же в войсках США находится B-52).
Несмотря на устаревшие технологии, недостаточные технические характеристики в сравнении с более современными машинами, оба самолета более чем достаточны для основной своей задачи — удаленной доставки ядерного заряда.
Старые, проверенные самолеты легко обслуживать и модернизировать, а большой парк машин на стоянке позволяет снимать целые узлы для проведения быстрого ремонта.
Патрульную модификацию легко узнать по локатору внизу и характерной антенне на “спине”
Однако, поздние модификации принципиально отличаются от первых: обновленная авионика позволяет B-52 и Ту-95 использовать современное высокоточное вооружение (включая крылатые ракеты).
Вот только даже их чуть не уничтожило собственное оружие: ракеты.
Самые безопасные варианты
Выделить один – самый безопасный самолет в мире – не получается. Поэтому специалисты, которые проводили исследование остановились на тройке лучших вариантов, по максимуму удовлетворяющих всем заданным условиям. Так, в списке самых надежных оказались:
- Боинг 777
- Аэробус А340
- Аэробус А330
Боинг 777
В рейтинг безопасности он попал по той причине: что за все годы его активного использования, данный лайнер попадал в аварии всего 4 раза. При этом за 20 млн летных часов (такая мера измерения принята в авиации) не случилось ни одного инцидента. И именно этот самолет можно назначить лидером.
Аэробус А340
Такой тип лайнер довольно редок – их всего 30 машин на весь мир. При этом он довольно надежно. Кроме того, лайнер обладает 4-мя моторами от современных производителей и разработчиков. Они настолько надежны. Что если один вдруг по тем или иным причинам выйдет из строя, лайнер доберется до точки назначения на оставшихся без каких-либо проблем. В рейтинг безопасности попал, потому что на 13 млн летных часов не имеет никаких происшествий.
Аэробус А330
Также в списке лидеров находится еще один Аэробус. Модель А330 выпускается с 93-го года. И до 2009 года такой лайнер был самым надежным вариантом в небе. Но статистику ему несколько испортила катастрофа рейса AF-447. Тогда самолет выполнял маршрут Рио-де-Жанейро – Париж. Лайнер принадлежал крупному французскому авиаперевозчику – Air France. Через почти 4 часа после взлета он упал в океан и разрушился.
Морской и речной транспорт
2,3 несчастных случая на 1 млн. пассажиров В эту категорию входят как международные суда, так и внутренние речные перевозчики. Всего за 2021 год во время морских и речных путешествий произошло 62 происшествия, которые трагически закончились для пяти человек. В целом по статистике НСС на каждый перевезенный миллион пассажиров приходится по 2,3 несчастных случая.
Пассажирам на морских и речных судах угрожает не только стихия водная, но и огненная. Одна из частых причин транспортных происшествий – внезапно вспыхнувший пожар на борту судна, вызванный, как правило, неисправностью электропроводки. Это не удивительно, учитывая, что внутренний флот России находится в плачевном состоянии, и почти треть судов отпраздновала 40-летие эксплуатации.
Виды транспорта
Почему так необходим рейтинг безопасности транспортных средств? Чтобы можно было точнее и четче прорабатывать логистику перевозок. Ведь на безопасном транспорте осуществлять перевозки рентабельнее и спокойнее.
Специалисты делят на 2 группы транспорт:
По сфере обслуживания:
- Общественные варианты
- Спецназначения
- Личный
По среде использования:
- Наземный – к нему относят колесные варианты и рельсовые
- Подземный – метрополитен
- Воздушный
- Космический
- Водный и подводный
- Трубопроводный
Пассажиры, садящиеся в самолет, нередко вздрагивают при мысли о взлете и посадке. Однако официальная статистика однозначна – воздушные лайнеры достаточно безопасны с точки зрения передвижения.
За подсчеты берут количество жертв на 100 млн миль. По результатам таких подсчетов коэффициент смертности в авиакатастрофах равен 0,6 человек. Погибнуть в авиакатастрофе можно в 1 случае на 8 млн. Если сравнивать с другими вариантами, традиционно считающимися более безопасными, то такая цифра и вовсе окажется смешной. Так, при ДТП с мопедами и мотоциклами статистика составляет 125 смертей на 1,5 млрд км. Велосипедисты гибнут на дорогах в немалых количествах – 35 смертей на 1,5 млрд км пути. Даже в метро погибает больше человек, чем на воздушном транспорте – 25 случаев на 1,5 млрд км.
Чем обеспечивается безопасность лайнера
Надежность самолетов, как отмечают специалисты, обеспечивается определенным рядом факторов. В первую очередь, каждый самолет перед полетом проходит целый комплекс серьезнейших испытаний. Причем его осматривают как техники, так и капитан судна, который должен быть лично уверен в отличном состоянии принимаемого им к полету лайнера.
Во вторую очередь, это работа систем безопасности. На сегодняшний день в самолетах устанавливают передовые системы, да еще и в количестве нескольких штук, которые могут дублировать друг друга. Соответственно, если что-то произойдет с одной из них, другая сможет ее продублировать. Самолет может летать и садиться даже с одним неисправным двигателем.
В-третьих, регулярно меняются тактики посадки. Раньше пилоты практиковали посадку самолета мягко, сейчас же советуют делать грубо, за счет чего улучшается сцепление шасси с ВПП.
Новые стратегические бомбардировщики появятся только через 5 лет
Сегодня стратегическая авиация представляет собой довольно разношерстную команду. В России эксплуатируются Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160, в США — B-52H, B-1B, B-2.
Множество раз модернизированные Ту-95 и B-52, последние из которых были собраны в шестидесятых, в первую очередь требуют замены.
Ранний предполагаемый дизайн ПАК-ДА
В этой связи КБ Туполева с 2007 года разрабатывает ПАК ДА: перспективный дальний бомбардировщик, который должен сочетать стелс-технологии со сверхзвуковой скоростью.
Проект неоднократно менялся, поэтому окончательный вариант, потерявший сверхзвук, появился только в 2019 году. По существующим данным, первый опытный образец «Посланника», напоминающего очертаниями B-2, проходит стадию сборки.
Кроме того, в настоящее время проходят испытания перспективного двигателя нового самолета. Весь комплекс по созданию принципиально нового оборудования должен быть завершен к первому полету в 2025.
Актуальный дизайн ПАК-ДА
Серийное производство самолета, призванного заменить Ту-95 и Ту-160, на данный момент произойдет не ранее 2030 года.
Новый тяжёлый бомбардировщик стратегического назначения США был запущен в эскизную разработку ещё в 2017 году и первоначально условно назывался LRSB (Long-Range Strike Bomber), впоследствии получив имя B-21 Raider и производственную площадку Northrop Grumman.
Первый опытный образец самолета должен подняться уже в 2022 году, а на 2026 назначены первые поставки в войска для замены B-1 и B-2.
Теоретический внешний вид B-21
Интересно, что новинка будет служить вместе с B-52 вплоть до 2050 года — только тогда планируется вывод главного бомбардировщика США из войск.
Обе машины, ПАК ДА и B-21, планируется оснащать ядерными ракетами большой дальности и гиперзвуковым оружием: Х-101/102 и LRSO с дальностью полета не менее 5 тысяч километров.
Кроме того, американские бомбардировщики уже получили бомбу В-61-12.
Таким образом, концепция классического бомбардировщика в роли «курьера» по доставке ядерного заряда на другой континент с появлением нового поколения полностью изменится.
Теперь это высокотехнологичный комплекс по уничтожению точечных целей вне зоны досягаемости. Как боевой корабль среднего водоизмещения или многоцелевая подводная лодка.
Никакой прямой конкуренции с ракетами и тотальной ядерной войны. Вот только почему-то те самые, для массированных бомбардировок – тоже ещё в строю.
iPhones.ru
Краткая история легенды.
Рассказать
Истребитель Су-35
Каким бы маневренным не был МиГ-29, до Су-35 ему далеко. Этот истребитель стал первым в мире серийным самолетом, обладающим сверхманевренностью — благодаря двигателям с управляемым вектором тяги. Формально самолет относится к поколению 4++, хотя отвечает большинству требования пятого поколения.
Россия. Московская область. 27 августа. Многоцелевой истребитель Су-35 во время тренировочного полета в рамках Международного авиасалона МАКС-2013 в Жуковском
Истребитель СУ-35 во время выступления в день Военно-воздушных сил в Липецке
Су-35 немного медленнее Су-27, зато его боевой радиус шире более чем вдвое, а на 12 точках подвески он способен унести восемь тонн оружия — в том числе очень быструю самонаводящуюся ракету Р-77. А использованные в конструкции самолета поглощающие материалы делают его малозаметным для вражеских радаров.