Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом
На этой картине, законченной около 1503 года, Леонардо изображает святую Анну, ее дочь Деву Марию и младенца Иисуса, который борется с жертвенным агнцем. Динамичная композиция ясно показывает, что Мария тянется к младенцу Иисусу. В то же время она сидит на коленях у Святой Анны, соединяя вместе три фигуры. Подобно технике, используемой в «Деве скал», Леонардо создает религиозную сцену в фантастическом пейзаже. Горы на заднем плане напоминают об увлеченности художника геологией и является постоянной темой во многих его работах.
Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом, 1508-1510г.
Особенности названия
О величайшем творении Леонардо да Винчи, наверное, слышал каждый – оно не нуждается в отдельном “представлении”. Несмотря на это, есть немало фактов, что известны немногим.
Кроме того, сама эта работа Леонардо хранит немало тайн. Одно только её название является своего рода “шифром”. Слово “мона” является производным от “монна”, а именно – сокращённым вариантом фразы “ма донна” (переводится как «моя госпожа»).
Я уверена, что вам известно и другое название картины – «Джоконда». Оно впервые упоминается в 1525 году в списке художника Салаи, где картина обозначается как «Ла Джоконда». Такое название имеет прямое отношение к фамилии женщины, изображённой на полотне. Её мужа звали господином Джокондо (с итальянского эта фамилия переводится как «весёлый»). Буква “а” в конце слова появилась в женской интерпретации.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503-1519 годаМестонахождение: Лувр, Париж, Франция
Портрет Джиневры де Бенчи | 1476 год
“Портрет Джиневры де Бенчи” 1476 — портрет, относящийся к раннему периоду творчества художника и входящий в число самых известных картин Леонардо да Винчи. Юная поэтесса изображена на фоне можжевельника, чье итальянское название “джинепро” созвучно ее имени. Портрет отличается психологической достоверностью и новаторством – художник не стал изображать девушку по привычным канонам, на ней нет драгоценностей и тяжелых дорогих тканей, главное ее украшение – одухотворенность и ум, отраженные в глубоких глазах. Необычен и колорит, подчеркивающий перспективу и внутреннее пространство картины.
О работе
Пожалуй, самой знаменитой картиной в истории западноевропейской живописи является именно эта — потемневшая, покрытая трещинами и грязью, которую никто не осмеливается счищать. «Мона Лиза» — величайший портрет всех времен и народов.
В течение долгого времени картина была объектом жарких споров. Джорджо Вазари отмечал в своей «Жизни художников»: «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо написал портрет Моны Лизы, его жены». Подписанный «Джоконда», портрет известен и под этим названием.
Впрочем, то, что на портрете изображена Лиза Джерардини дель Джокондо, вызывало и продолжает вызывать большие сомнения. Картина обычно датируется 1503-1506 годами, однако некоторые исследователи относят её к 1514 году. И ещё одна загадка: почему Леонардо не отдал готовый портрет заказчику, а держал его при себе до самой смерти?
Как правило, портреты в Италии XV века писались в профиль и были довольно формальными, во многом повторяя чеканку римских монет. Долгое время заказать свой портрет могли только очень богатые и знатные люди, которые хотели видеть себя на портрете не столько узнаваемыми, сколько властными. Однако уже в том же XV веке портреты стали заказывать и богатые купцы. Новые заказчики, напротив, требовали портретного сходства. Умение Леонардо создавать портреты с наибольшей силой воплощено в «Моне Лизе», обозначившей переход от формального портрета раннего Ренессанса к более реалистичному портрету эпохи Высокого Возрождения.
Её глаза
Тёмные глаза Моны Лизы смотрят прямо на зрителя из-под слегка затенённых век.
По эмоциональному выражению Вазари, «её брови, благодаря каждому вырастающему из кожи волоску, показанному художником, невозможно было изобразить натуральнее».
Приходится верить ему на слово, поскольку у современной Мона Лизы вообще нет ни бровей, ни ресниц. С одной стороны, в средневековой Флоренции существовала мода на выщипанные брови, а с другой, брови и ресницы могли исчезнуть во время одной из неудачно проведённых реставраций.
Выражение «улыбка Моны Лизы» давно стало нарицательным. Эта знаменитая улыбка сотни раз истолковывалась, обсуждалась и даже воспевалась в популярных песнях.
Улыбка Моны Лизы слегка асимметрична, что и делает её такой загадочной. Вместе с тем, она прописана так, что невозможно уловить границу перехода между губами и кожей лица. Для достижения этого эффекта Леонардо использовал тончайшие оттенки цвета и всё тот же приём сфумато.
Трещины
Изображение покрыто тонкой паутинкой трещин. Они возникают потому, что с течением времени краска и лак становятся ломкими.
Мотив узелк
Вышивка, украшающая вырез платья Моны Лизы, может быть зашифрованной подписью Леонардо, поскольку итальянское слово «завязывать» («vincolare») созвучно фамилии художника. Подобные узелки встречаются и на других картинах Леонардо.
Элегантные руки
Расслабленные и элегантные, полные, округлые, сложенные друг на друга руки делают портре более естественным.
Расположение рук и кистей работает на создание строгой треугольной композиции, заставляя взгляд зрителя перемещаться по всей картине.
Пустынный пейзаж
Существует явный контраст между городской женщиной и открывающимся за её спиной диким горным ландшафтом. Леонардо всегда отвергал общепринятую в те времена манеру изображать умиротворённые пейзажи и писал природу загадочной, могучей, непознаваемой. Так и здесь — ничто, кроме извилистой дороги и моста, не указывает на какое-нибудь присутствие человека.
Особенности названия
О величайшем творении Леонардо да Винчи, наверное, слышал каждый – оно не нуждается в отдельном “представлении”. Несмотря на это, есть немало фактов, что известны немногим.
Кроме того, сама эта работа Леонардо хранит немало тайн. Одно только её название является своего рода “шифром”. Слово “мона” является производным от “монна”, а именно – сокращённым вариантом фразы “ма донна” (переводится как «моя госпожа»).
Я уверена, что вам известно и другое название картины – «Джоконда». Оно впервые упоминается в 1525 году в списке художника Салаи, где картина обозначается как «Ла Джоконда». Такое название имеет прямое отношение к фамилии женщины, изображённой на полотне. Её мужа звали господином Джокондо (с итальянского эта фамилия переводится как «весёлый»). Буква “а” в конце слова появилась в женской интерпретации.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503-1519 года, Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Мона Лиза (ок. 1503-1519)
Мона Лиза, также известная как Джоконда, считается портретом Лизы Герардини, жены флорентийского купца по имени Франческо дель Джоконда. Новаторское поясное изображение показывает женщину, сидящую на стуле.
Использование сфумато (техника для смягчения перехода между цветами) создает ощущение мягкого спокойствия, исходящее от ее существа, и придает фоновому пейзажу глубокую реалистичность. Да Винчи создает в этом произведении глубину, которая заставляет взгляд перемещаться по картине. Но загадочная улыбка натурщицы, которая притягивает зрителя, одновременно восхищает и пугает.
Эта работа является одной из самых знаковых по многим причинам. Предыдущие портреты того времени были сосредоточены на представлении внешнего вида натурщика. Личность субъекта отображалась только через символические предметы, одежду или жесты. Однако в этой картине Леонардо хотел запечатлеть нечто большее, чем просто сходство. Он хотел показать душу натурщицы, чего он достиг, сделав большой акцент на ее необычной улыбке.
Она не просто улыбается художнику; на ее лице отображен целый спектр эмоций. Зрителю остается гадать, о чем она думала, что могла означать улыбка и кем она была. Пейзаж также важен для передачи этого чувства душевности. Было много предположений относительно происхождения его местоположения, но считается, что пейзаж вокруг — плод воображения Леонардо.
Эта картина также вдохновила многих художников. Бесчисленные писатели писали о картине. Например, французский поэт Теофиль Готье в XIX веке, назвал ее «сфинксом, который загадочно улыбается».
В 1954 году Сальвадор Дали создал свой автопортрет в образе Моны Лизы. Ее изображение также бесконечно воспроизводилось на множестве принтов, постеров и коммерческих продуктов на рынке современной популярной культуры.
Современники Леонардо описывали совсем другую Мону Лизу
Сомнений в авторстве Леонардо нет. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой? У любого могут возникнуть сомнения по этому поводу. Достаточно прочитать описание портрета Джорджо Вазари, младшего современника Леонардо да Винчи. Вот что он писал в 1550 году, через 30 лет после смерти мастера:
“Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным… глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека… Брови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи… Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ… мона Лиза была очень красива… улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо…”
Заметьте, насколько многие детали из описания Вазари не совпадают с Моной Лизой из Лувра.
На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Мона Лиза из Лувра явно старше. Это уже дама, которой за 30-35 лет.
Также Вазари говорит о бровях. Которых у Моны Лизы нет. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг. Лувр, Париж
Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете.
По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Далеко не всем она кажется таковой. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Но это уже дело вкуса. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить.
Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Вот это уже серьёзная несостыковка.
«Тайная вечеря»
Монументальная роспись, над которой да Винчи работал в течение трех лет (1495-1498 гг.), располагается на задней стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Тема росписи является вполне традиционной для подобного рода помещений.
Фреской в традиционном понимании «Тайная вечеря» не является, Леонардо писал ее по сухой штукатурке, а не по влажной. Он последовательно нанес на каменную стену несколько покрытий из смолы, габса и мастики, а затем расписал ее темперой.
Роспись является отдельной вехой искусства эпохи Ренессанса. Она отличается невероятной точностью и глубиной перспективы. Техника мастера оказала огромное влияние и буквально направила в нужное русло развитие всей живописи Запада.
Джиневра де Бенчи (ок. 1474/78)
Размещенный в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, портрет Джиневра де Бенчи — единственная картина Леонардо, публично выставленная на обозрение в Западном полушарии. Это одна из самых ранних работ Леонардо, законченная, когда ему было чуть больше 20 лет, и демонстрирующая некоторые нетрадиционные методы, которые он использовал на протяжении всей своей карьеры. Вдохновленный своими северными современниками, Леонардо нарушил традицию, изобразив торжественную молодую женщину в позе три четверти, а не в обычном профиле. Он был первым итальянским художником, написавшим такую композицию.
Художник продолжал использовать подобные позы во всех своих портретах, включая Мона Лизу. Вскоре такой вид быстро стал стандартом для портретной живописи, настолько повсеместным, что сегодня зрители принимают это как должное.
Леонардо, возможно, также использовал свои пальцы, когда краска была еще липкой, чтобы моделировать лицо Джиневры, о чем свидетельствуют отпечатки пальцев, обнаруженные на поверхности краски.
На оборотной стороне картины венок из лавра и пальмы окружает веточку можжевельника, а свиток с латинской фразой «Красота украшает добродетель» обвивает каждую растительность. Усеченный вид обратной стороны предполагает, что картина могла быть порезана внизу, возможно, из-за повреждения водой или огнем.
От да Винчи до Билла Гейтса
Лестерский кодекс представляет собой тетрадь, содержащую результаты научных исследований да Винчи. Ученый вел записи в 1504–1510 годах. 72-страничная тетрадь содержит текст, который написан зеркальным письмом. Прочесть заметки можно при помощи зеркала.
Научный труд посвящен гидрологии, астрономии, геологии (минералы, окаменелости, эрозия). Наблюдения гений сопровождал математическими расчетами, диаграммами, рисунками технического характера.
Пять столетий кодекс кочевал по частным коллекциям. В 1994 году артефакт приобрел основатель Microsoft Билл Гейтс, который заплатил за реликвию $30,8 млн. По инициативе предпринимателя кодекс с 2003-го выставляется в музеях.
Портрет Джиневры де Бенчи
Еще один из редких женских портретов Леонардо -портрет флорентийской аристократки 15-го века Джиневры де Бенчи. Изюминка коллекции в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, это единственная картина Леонардо находящаяся на всеобщем обозрении в Америке. Прекрасная Джиневра особенно строга в этой работе — она не демонстрирует ни малейшего намека на улыбку, как это видно на лице Моны Лизы. Можжевельник на заднем плане символизирует целомудрие и каламбур ее имени. Наружная обстановка портрета нехарактерна для эпохи Возрождения, потому что в то время женщины обычно изображались внутри дома.
Портрет Джиневры де Бенчи, 1474-1478г
Факты о Мона Лизе
- Приставка Мона означает «мадонна» или «миледи», а Лиза – это просто имя.
- Личность человека на картине навсегда осталась загадкой. Часть исследователей склонны думать, что это автопортрет Леондардо да Винчи в женском образе, однако большинство считают Мона Лизу 24-х летней Лизой Геральдиной, известной также под именем Лиза дель Джокондо, которая была женой купца Франческо дель Джокондо. Также, возможно, что это портрет матери художника.
- В 1956 году в Лувре произошло чрезвычайное происшествие. Хьюго Унгаза кинул камнем в портрет, от чего шедевр получил повреждение около левого локтя Мона Лизы.
- Как вы думаете, сколько стоит эта картина? Сотни тысяч долларов? Миллионы? Миллиарды? Нет! Она бесценна! И именно поэтому шедевр всё ещё без страховки.
- Интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи нужно обязательно дополнить тем, что женщина, изображённая на картине, не имеет бровей. Достоверно не известно, почему так случилось. Считают, что брови они стёрты во время одной из реставраций в средние века, так как тогда полностью удалять брови было в моде. Также есть мнение, что картинка преднамеренно незакончена автором.
- Картина распологается в специальном зале в Лувре. Эта комната была создана за 7 млн. долларов именно для Мона Лизы. Шедевр находится под бронированным стеклом, а необходимая температура поддерживается с помощью компьютера и сложной системы датчиков.
- Мона Лиза была завершена в замке Амбуаз во Франции приблизительно в 1505 году. По одной из гипотез Леонардо да Винчи похоронен в этом замке.
- В зрачках Мона Лизы нарисованы микроскопические цифры и буквы. Их видно только с помощью специального оборудования. Считается, что это дата завершения картины и инициалы автора.
- Мона Лиза считается одной из самых разочаровавших достопримечательностей. Столько шума и легенд, а приходишь в музей, она спрятана под стекло, и так далеко от тебя… всего лишь картина…
- Особая волна популярности Моны Лизы возникла после похищения. 21 августа 1911 года картина была украдена Винченцо Перуджо, сотрудником парижского музея. В ходе расследования было уволено руководство Лувра, под подозрением оказались известные люди, такие как Пабло Пикассо и Гийом Аполлинер. Картина в результате была обнаружена 4 января 1914 года в Италии. После этого с ней было проведено несколько выставок, и затем она была возвращена в Париж. Мотивы преступления достоверно неизвестны, вероятно, что Перуджо хотел вернуть шедевр на родину Леонардо да Винчи.
https://youtube.com/watch?v=sNwsYks-9-U%3F
- В годы Второй мировой войны Адольф Гитлер создал комиссию, которую возглавил искусствовед Ганс Поссе. Цель комиссии – захватить как можно больше произведений искусств для грандиозного музея фюрера. Однако Мона Лиза была укрыта в замке Шамбор. Точное местоположение хранилось в строгом секрете. Это спасло картину от очередного похищения.
- Рассказывая про интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи, нужно упомянуть о пейзаже за этой женщиной. Скорее всего, это несуществующая местность. Однако, есть гипотезы, что это итальянские районы Монтефельтро или Вальдарно.
- Секрет Мона Лизы кроется в её улыбке. Если смотреть на портрет в целом, то кажется, что женщина улыбается. Однако, если опустить взгляд ниже, убрав её глаза из поля зрения, иллюзия улыбки пропадает.
- Сегодня картина находится в плохом состоянии. Её краски значительно потемнели, что произошло из-за склонности Леонардо да Винчи к экспериментам (он использовал не традиционный состав красок). Также на полотне образовались трещины, некоторые из которых видны невооружённым взглядом. В связи с этим теперь Мона Лиза не покидает стен Лувра, сотрудники музея не отправляют её на выставки.
Богородица с младенцем и святой Анной (ок. 1503–15019)
Некоторые ученые считают, что Мадонна с младенцем и святой Анной была последней картиной Леонардо. Анна, находящаяся на вершине пирамидальной композиции, наблюдает за Марией, сидящей у нее на коленях, когда Дева нежно удерживает Младенца Христа от того, чтобы он сел на ягненка.
Взаимодействие между фигурами кажется интимным и раскрывает способность Леонардо представлять убедительные человеческие отношения.
Картина также демонстрирует давний интерес Леонардо к правдоподобному изображению трехмерного пространства на двухмерной поверхности. Как и на многих картинах Леонардо, фигуры сидят среди фантастического пейзажа. Используя воздушную перспективу — технику, о которой он писал в своем «Трактате о живописи», Леонардо создал иллюзию расстояния, нарисовав скалистые образования на заднем плане так, чтобы они казались серо-голубыми и менее детализированными, чем пейзаж переднего плана. Он использовал эту технику во многих пейзажах своих ранних работ, включая Мона Лизу и Деву в скалах.
Айзелуортская Мона Лиза
Владелец утверждал, что вернулся из Италии и приобрел загадочную картину. На редкость талантливый портрет. На первый взгляд похоже на «Мону Лизу», но с некоторыми изменениями.
Айзелуортская Мона Лиза
Лицо на картине казалась моложе. Судя по всему, это была та же модель, что и на известном портрете и нарисована была также безупречно. Неужели и это полотно написал сам Леонардо да Винчи.
В 1913 году мир вновь заговорил о «Моне Лизе», когда прославленный портрет вернулся в Лувр. Вор скрывал картину больше двух лет и был пойман при попытке продать ее во Флоренции.
В то же время в Англии, торговец произведениями искусства Хью Блейкер, купил предложенную ему картину, так называемую Айзелуортскую Мону Лизу. Блейкер решил разузнать больше о своем загадочном приобретении. Неужели в мире существует две «Мона Лизы»?
По миру поползли слухи о втором портрете «Моны Лизы», незадолго до этого были обнаружены отчеты о существовании нескольких версий картины. Блейкер знаток искусства, вероятно, слышал об этой теории. Мог ли он гордиться тем, что стал обладателем второй «Моны Лизы»?
«Портрет музыканта»: описание картины итальянского художника Леонардо да Винчи
«Портрет музыканта»
Это один из немногих мужских портретов итальянского художника Леонардо да Винчи. Поначалу искусствоведы думали, что на полотне миланский вельможа, однако надпись на свитке гласила «ангельская песнь». Именно поэтому был сделан вывод, что это музыкант. Молодой человек позирует с разворотом на три четверти. Его лицо наполнено интеллектом, достаточно одухотворенное. Видно, что юноша держится с достоинством. Вот описание картины «Портрет музыканта»:
- Свет то сменяется тенью, то перетекает в золотистые, нежные оттенки.
- Художник мастерски передает худощавое лицо, ямочку на подбородке.
- Глаза у натурщика красивые, светлые. Линия ресниц тонкая и четкая. У него длинные, кудрявые, каштановые волосы и красная шапочка.
- Но музыкант не смотрит на зрителя. Его взгляд устремлен куда-то внутрь себя.
- Также стоит отметить, что у него необычный разрез глаз.
- Глядя на картину, хочется узнать, о чем задумался герой?
- Быть может, в его голове уже витают тысячи мелодий.
- Впоследствии они будут сплетены в прекрасные песни, которые изменят мир в лучшую сторону.
Картина теплая, умиротворенная. Кажется, что перед зрителем возник живой человек, что является личностью со своими мечтами, мыслями, стремлениями, горестями, радостями и богатым внутренним миром.
Популярность произведения
Когда Леонардо завершил работу над картиной, современники оценили её высоко, но особого ажиотажа не наблюдалось. Со временем полотно было забыто. Снова о «Моне Лизе» вспомнили после того, как Теофиль Готье написал о «джокондовской улыбке» следующее: «Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо». Раньше зрители не замечали в «Джоконде» тайны. Её улыбку часто называли приятной, но не более.
В 1911 году произведение было похищено, в связи с чем поднялся шум. В газетах много писали о «Моне Лизе», выдвигали различные версии произошедшего. Всё это привело к возросшей популярности полотна. Картину украл сотрудник Лувра — итальянец Винченцо Перуджо. В 1914 году «Джоконду» нашли и вернули на место. Есть мнение, что сотрудник Лувра хотел увезти произведение в Италию, поскольку эта страна была родиной художника. Возможно, у похитителя были и другие мотивы.
Сейчас картина находится в Лувре, где экспонируется в большом зале. Она пережила несколько актов вандализма.
Тайная вечеря (1498)
Находится в Милане в монастыре Санта-Мария-делла-Грацие на стене трапезной.
На самом деле «Тайная вечеря» не фреска, так как наносилась мастером на сухою стену, что позволяло ему исправлять не устраивающие его элементы (фреска наносится на мокрую поверхность).
Для трапезных часто использовался этот сюжет – последняя трапеза Иисуса с его учениками. Иисус сказал: «Один из вас меня предаст». И разнеслось его слово по всему пространству и задело собой всех. По словам Паолы Волковой, одного из лучших историков искусства, слова Иисуса
подобны камню, брошенному в воду, и в стороны расходятся круги. По три фигуры справа и слева от Иисуса в первом кругу и по три фигуры во втором. Каждый из апостолов жестом и положением тела отвечают Иисусу. И только один, по мнению всё той же Паолы Волковой, Фома, вопрошает «Один?». Фома находится по левую руку от Иисуса, его силуэт единственный, не считая Спасителя, так же находится на фоне проема в стене.
Говорят, что контраст, возникающий из ярких одежд Иисуса и бледных одежд человека справа намекает на то, что это всё же женщина, так как контрастность означает вечно антагонистические отношения между мужчиной и женщиной. Однако надписи на копии «Тайной вечери» в Лугано говорят нам о том, что по правую руку от Христа находится Иоанн. Что имел в виду Леонардо, несомненно гений, мастер, несомненно связанный с космосом, знающий чуть больше нас? Пока что для нас это и остается загадкой, но мы продолжаем наслаждаться сложной драматургией «Тайной вечери» и её великолепностью.
Легенда о картине Тайная вечеря
Интересна легенда написания Иисуса и Иуды. Говорят, что Леонардо, по вселенской иронии написал одного и того же человека. Одной из наиболее сложных фигур для Леонардо оставался Иуда, именно для него не мог художник найти модель. Однажды нашел. Нашел и привел в монастырь, где работал. Позже выяснилось, что несколькими годами ранее, когда он писал лик Иисуса, он списывал его с этого же самого человека! За это время бывший член монастырского хора спился и опустился, так сказать от Иисуса до Иуды. То есть от добра ко злу. Может быть, это только легенда, но зато с каким смыслом и с какой жизненно драматургией! В нас и добро и зло, наша задача научиться управлять ими.
В целом – сплошные загадки. Хотя, кто знает! По-моему, вполне возможно, что Леонардо писал не для того, чтобы мы годами разбирали его работу по кусочкам, ведь искусство, а особенно настоящее, всегда цельно. В любом случае «Тайная вечеря» несет в себе самое главное – красоту и чуть ли не космическую энергию. Стоит хоть раз в жизни ей поддаться.
Загадка «Джоконды»
«Джоконда»- самая популярная картина, вызывающая огромное количество споров среди экспертов и любителей творчества да Винчи.
Ежегодно на протяжении долгих лет ученые проводят анализ, собирают данные из истории, чтобы разгадать загадку Мона Лизы.
Чтобы подробнее узнать о женщине и тайне ее улыбки, приведем подборку самых распространенных версий:
-
Техника сфумато. В начале 20 века учеными было разгадано, что мастер использовал особую методику рисования: принцип рассеивания света и растушевки границ.
Благодаря этому под разными углами просмотра работы возникают разные впечатления. -
Мистика картины. Работая над заказом на протяжении 4 лет, Леонардо да Винчи подорвал здоровье, так и не дописав картину.
Женщина, позировавшая для картины, скоропостижно скончалась, а вслед за ней ушел ее супруг. - На картине изображен мужчина, возможно, это автопортрет. Исследователи выяснили, что глаза Джоконды содержат первые символы имени Леонардо и его ученика Салаи, который, по мнению историков, был его возлюбленным.
- Натурщица. Существует версия, что натурщица для картины была энергетическим вампиром и через взгляд с полотна она способна высосать все жизненные силы.
В апреле 2003 года также вышел роман Дэна Брауна «Код да Винчи», где рассмотрены загадки и тайны этой работы.
Важно! Бытует мнение, что при кратковременном или длительном контакте с картиной у людей возникает странное поведение.
Экстрасенсы полагают: если дома начался разлад отношений, а на стене висит копия репродукции, лучше ее уничтожить и вынести из дома.
«Прекрасная Ферроньера»: описание картины художника Леонардо да Винчи
«Прекрасная Ферроньера»
Считается, что на холсте изображена Лукреция Кривелли, любовница того самого герцога, что покровительствовал художнику. Несмотря на название, выражение лица женщины достаточно суровое, даже напряженное. Имеется контраст между отлично выполненными чертами и волосами, которые прорисованы недостаточно хорошо. Возможно, Леонардо вдохновлялся Плинием старшим, который говорил, что Апеллес намеренно не доделал Венеру Косскую. Однако эта работа оказалась более удачной, чем все остальные. Вот описание картины художника Леонардо да Винчи «Прекрасная Ферроньера»:
- Да Винчи, как и прежде, играет со светотенью и мягкими, а также темными полутонами.
- Он ценит красоту линий и рельефную моделировку.
- Кажется, что еще немного и молодая женщина на картине оживет – настолько одухотворенными кажутся ее прекрасные глаза.
- Несмотря на темный фон, картина яркая. Вполне возможно, что этот эффект достигается благодаря неимоверной реалистичности образа.
- Лицо девушки настороженное – словно она ожидает чего-то. Хотя, вполне возможно, натурщица несколько скромничала и вела себя перед художником несколько сковано. Так или иначе, облик главной героини источает загадочность.
- Глаза героини широко раскрыты. Они очень выразительные и словно вглядываются в кого-то. Ведет себя женщина сдержано и словно задает немой вопрос. Кожа у нее неимоверно нежная, бархатистая, имеется румянец. Брови темные, а губы плотно сжаты. Девичье лицо обрамляют каштановые волосы.
- Сзади завязан шнурок, на котором имеется драгоценный камень в фигурной оправе.
- Кстати, именно такие подвески назывались ферроньерами. Именно поэтому автор назвал так картину.
- На девушке также имеется ожерелье из бусинок (длинных и тонких), очень изящное и аристократичное.
Сложно сказать, почему героиня да Винчи пребывает в таком недоумении и чего она ждет. Так или иначе, величавый образ намекает на то, что она – серьезная, хоть и молодая дама из знатного сословия.
Тайны шедевра и описание картины
Конечно, самой загадочной деталью полотна остаётся улыбка Моны Лизы. Уж сколько о ней сказано и написано, но при взгляде на неё многие люди замечают особые детали.
Необыкновенное мастерство автора создаёт потрясающий эффект. Улыбка видна лишь когда смотришь в глаза Джоконды. Опуская взгляд к губам, кажется, что и их уголки становятся ниже, а лицо приобретает оттенок печали.
Улыбка Моны Лизы. Фрагмент картины
Не менее поразительны глаза изображённой на портрете дамы. Куда бы не смещался зритель, они неизменно следуют за ним. Это явление объясняется научно за счёт виртуозного наложения красок, игры света и тени, точно рассчитанных пропорций.
Любуясь женщиной, глядящей на нас с портрета, мы часто не замечаем пейзажа, на фоне которого она изображена. Многие исследователи пытаются раскрыть загадку трёхарочного моста, находящегося за левым плечом Моны Лизы.
Взгляд Джоконды. Фрагмент картины
Именно такая деталь может указывать на место, которое было взято за основу для написания пейзажа. По мнению историка Карлы Глори, подобный мост располагался в деревне Боббио. В 1472 году река стала причиной наводнения и разрушения моста и местечка, расположенного в этих окрестностях. Возможно, именно поэтому под своим мостом Леонардо разместил цифру “72”, что указывает на память о произошедшей трагедии.
«Мона Лиза» – не просто картина, а целая сокровищница загадок, что оставил нам Леонардо да Винчи. Немало тайн связано как с историей создания и судьбой этого творения, так и с ним самим. Некоторые учёные считают, что в «Джоконде» скрыты тайные коды, что могут дать ответы на многие вопросы, волнующие человечество. «Мону Лизу» не перестают исследовать и детально изучать, открывая всё новые факты о ней. Вот только они порождают ещё больше загадок и вопросов без ответов.